Прoшлoгoдниe oпeрaции пoзвoлили ликвидирoвaть Рeзeрвный фoнд, фактически выведя средства из него на отдельный счет казначейства в Центральном банке. Истинная цель такой технической процедуры остается до конца не ясной.
Еще в июле прошлого года стало известно, что Резервный фонд будет объединен с Фондом национального благосостояния на базе последнего.
Сейчас также предполагается, что вся закупленная валюта по итогам прошлого года также будет направлена в Фонд национального благосостояния. Объем совокупных резервов государства за 2017 г. практически не изменился.
Новая политика
На днях стало известно, что Минфин в феврале увеличит ежедневные покупки валюты до 298 млрд руб. Учитывая, что федеральный бюджет при текущих ценах на нефть может выйти на бездефицитность, велика вероятность, что параллельной продажи валюты на этот раз происходить не будет. В этом случае влияние операций государства на курс рубля может оказаться более значительным.
Действия Минфина вряд ли смогут повлиять на общий тренд изменения курса российской валюты: глобально общее направление будет продолжать определяться изменением топливных котировок.
Однако велика вероятность, что динамика курса рубля в этом году будет иметь значительно меньшую волатильность, чем при свободном ценообразовании. К примеру, по нашей модели, при цене барреля в $80 рубль с применением нового бюджетного правила будет стоить 55 руб. за доллар, а без применения — меньше 50 руб.
Более агрессивная политика государства в отношении формирования резервов может оказать позитивное влияние на финансовые результаты крупных экспортеров ресурсов. При увеличении цен на сырье рубль будет расти меньшим темпом, что должно увеличить, например, стоимость нефти в рублевом выражении.
Однако в этом случае появится риск того, что сверхдоходы экспортеров будет решено забрать в виде повышенной налоговой нагрузки, что сократит возможную выгоду инвесторов от бюджетной политики Минфина».