Кaк рoдитeльскиe сooбщeствa и шкoлы рeшaют вoпрoсы инклюзивнoгo oбрaзoвaния
Нeскoлькo сeмeй, гдe рaстут дeти с инвaлиднoстью, пoжaлoвaлись нa прoблeмы в шкoлax: дeтeй oткaзывaются зaчислять в клaссы и вынуждaют пeрexoдить нa дoмaшнee oбучeниe, a eсли принимaют, тo нe oбeспeчивaют нeoбxoдимыe услoвия пользу кого зaнятий. Рoдитeли бeрут дeлo в свoи щупальцы — сaми oргaнизуют учeбный прoцeсс и гoтoвят пeдaгoгoв.
«Учитeльницa в лёгкoм шoкe»
Вo Влaдивoстoкe Aннe (титул измeнeнo) пришлoсь зaбрaть сынa с РAС (рaсстрoйствo aутистичeскoгo спeктрa. — RT) изо пeрвoгo клaссa кoррeкциoннoй шкoлы. Кaк oнa рaсскaзaлa, рeбёнку тяжeлo былo aдaптирoвaться к прoгрaммe.
«Учитeльницa тaм мoлoдaя, oнa в лёгкoм шoкe oт нaшиx дeтeй. Нe xoчу прo нeё плoxoe гoвoрить, нo виднo, чтo oпытa нeт. Вooбщe подготовленность не готова сидеть с детьми с РАС: проспект не скорректирована почти их особенности, да и только методических материалов, специалистов», — перечисляет возлюбленная.
В итоге дети, вдоль словам собеседницы RT, далеко не включились в программу. Который-то просто спал для уроке, а у её сына с-за стресса проявилось агрессивное образ действий: он дрался, переворачивал парты.
Равно как отмечает Анна, специалистов, которые бы корректировали норов детей, в школе отнюдь не нашлось. «Ми предложили самой заметить тьютора, потому яко в школу никто безлюдный (=малолюдный) идёт. Ставка принимать, но очень чекушка», — рассказывает симпатия. Сейчас Анна пытается затерять сыну другую школу.
Один-два лет назад в Владивостоке родители пытались утаить ресурсный класс. «Я, подобно ((тому) как) член Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ), прошла курс действий «Включи меня» (сие программа по организации инклюзивного образования) ради родителей, чтобы самой хавать в ситуации. Загорелась. Прошла вторично несколько курсов. Шеф школы, где учились трое моих старших — нормотипичных — детей, подхватила идею создания ресурсного класса. Хотя (бы) помещение подходящее было», — вспоминает матя особенного ребёнка Мара Бережная.
Родители самочки должны были подготовить специалистов. Исполнение) этого подали для губернаторский грант. Хотя бы им выделили меньшую сумму, нежели они рассчитывали, ото идеи решили безграмотный отказываться. «Пишущий эти строки отправили на натас директора школы. Вот и все планировали обучать учителей, так сотрудники школы отказались, ссылаясь бери занятость», — говорит Манятка.
Она сама была готова сп учителем в ресурсной зоне школы, же следующего гранта (какой-никакой в том числе надобно был оплатить работа тьюторов, не имевших пруд) родители не получили. «У нас без усилий прекратился процесс взаимодействия», — подытожила Бережная.
Пришлось уничтожить на домашнее учение
Сын Оксаны Третьяковой Диня четвёртый год учится в школе №19 Краснодара. У него органическое рьяно-лабильное астеническое пертурбация сложного генеза, вот п его записали в специализированный ранг, названный в школе ресурсным. «Около этом там как не бывало самой ресурсной зоны, идеже особенные ученики могли бы закадрить напряжение, не предусмотрены помощники и тьюторы. Детей нехитро запирают в одной игрушечный комнате с учителем. Чего) после первого класса пришлось переадресовать сына на домашнее цивилизация», — рассказывает возлюбленная.
В третьем классе Деша попробовал ходить в школу получи групповые занятия объединение психологии, на технологию и обрисовывание. Он подружился с одноклассниками и с удовольствием спешил в круто, продолжает Оксана. «А в этом году ми выставили ультиматум: либо домашнее квадривиум, либо покинуть школу», — говорит симпатия.
После жалобы в прокуратуру школьное инструкция согласилось вернуть частичную инклюзию. «Сверху встрече у прокурора с директором и завучем им велели сформировать занятия. Они отнюдь не стали спорить, однако на уроки сына опосля так и не пустили», — рассказывает Ксюша.
На школьном консилиуме потребовали снабдить справку, что Денису дозволяется находиться в школе. Да и то, по словам женское сословие, справки, которую потребовали в школе, в принципе отнюдь не существует. «Я обращалась нет слов все медицинские учреждения, же нигде такие справки безграмотный выдают», — говорит Третьякова.
Впоследствии обращения RT Оксане сообщили, а ребёнок может вернуться в комната. «Принесла в школу справку с перечнем диагнозов. Жду, при случае мне выдадут должностной учебный план с расписанием», — говорит возлюбленная.
С похожей проблемой столкнулась поселянка Белореченска Марина Захарова, как-нибуд попробовала отдать сына Руслана с ДЦП в районную школу №3 им. Маяковского. В школе создана доступная воздух, есть пандусы угоду кому) коляски. Руслану первое время отказали в зачислении, сошлавшись на отсутствие мест. Точию после жалобы матери в местное дирижировани образованием ребёнка всё-таки же приняли.
Начались подготовительные учение. Но ещё по первого сентября Марину вызвали к директору и сообщили, почему ей нельзя разыскиваться в классе: это отвлекает детей. «Кроме меня сын ажно ручку удержать невыгодный может. Я говорю: «В те поры предоставьте ассистента, ради он сыну помогал». А ми в ответ: «У нас далеко не коррекционная школа». Чайлд потом целый суббота плакал. Грубо говоря, нам дали взять в толк: сидите дома, приставки не- показывайтесь, а то народ пугаются», — говорит Мара.
Захарова перевела сына в другую школу, идеже его приняли минус проблем.
«Лишнего маловыгодный просила»
Директора школы МАОУ ЦО Вплоть до «Перспектива» Ольгу Ращектаеву в конце Гутя суд признал виновной согласно статье 19.30 КоАП РФ (неудача требований к образовательной деятельности) и приговорил к штрафу. С исками выступил обвинитель в интересах сына Алёны Скоробогатой Михаила. У мальчика ретардация психического развития и проблемы с вербальной коммуникацией. Аленка три года добивается, дай тебе ему создали в школе необходимые контракт.
«Иногда занятий малограмотный было неделями. Безграмотный адаптировали материал, безграмотный разрабатывали индивидуальный учредительный маршрут (ИОМ) объединение моему запросу, никак не предоставляли наглядных пособий пользу кого визуального подкрепления изучаемого материала. Пусть бы это всё в рамках ФЗ «Об образовании», околесица лишнего я не просила», — рассказывает Алёнушка. Чтобы в школе создали положение для занятий, Скоробогатой пришлось обходиться в прокуратуру.
В Министерстве образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края RT сообщили, ась? по всем сим ситуациям проводится служебное анализирование: «При подтверждении фактов нарушений виновные в ненадлежащей организации специальных условий пользу кого обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов будут привлечены к ответственности».
Засим добавили, что по существу каждая общеобразовательная медресе региона является инклюзивной, а в школах половины муниципальных образований региона учатся ладинос с ограниченными возможностями здоровья.
В министерстве опять же подчеркнули, что вопросы подготовки и найма педагогов с целью детей с инвалидностью и ОВЗ находятся бери особом контроле ведомства. Учителей-дефектологов в региональных школах из этого следует вдвое больше, нежели в 2022 году, а учителей-логопедов — в один с половиной.
«Мы тутти покажем»
В Тверской области родителям и старый и малый же удалось (д)окончить начатое — святая правда, на это им потребовалось три возраст. «Мы, в духе родительское сообщество, решили, почто наши дети с особенностями нейроразвития должны приготавливаться инклюзивно. Но поняли, по какой причине сначала надо навостриться нам самим, отчего прошли соответствующие курсы», — рассказывает начальник регионального отделения ВОРДИ Ильюха Александров.
Затем старики начали готовить педагогов и тьюторов. Александров говорит, что такое? людей заинтересовали тем, что-нибудь на этой работе они смогут обретший навыки в области прикладного анализа поведения.
В 2022 году черепки обратились в школу. «Наша сестра провели серьёзные собеседование с опорой на нормативные акты. Были представители нашего управления Минобра, федеральные эксперты. Ты да я сами привели трёх педагогов и сказали школе: «Никак не бойтесь, мы вы всё покажем», — вспоминает Ильюша.
Переговоры прошли успешно, во всем тьюторам и учителю ресурсной зоны выделили ставки. Подле этом родители самочки подготовили ресурсный урок — закупили обустройство и нужную мебель. «Неважный (=маловажный) думайте, что все на свете просто. Это потребовало ото нас гигантских усилий, сие колоссальный объём работ! Наш брат изучили всю нормативную базу. Самочки ищем финансирование, хотя (бы) НКО пришлось построить», — добавляет товарищ RT.
По словам председателя краснодарского выделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Зои Пономаренко, заколупка с инклюзивным образованием непрестанно носит системный вид. «К сожалению, с детьми с инвалидностью и особыми возможностями здоровья (ОВЗ) школы, (то) есть правило, не готовы сопеть над чем. Их стараются безвыгодный брать. Или создают отдельные классы, идеже просто запирают их с одним неопытным учителем. Не без того такие классы любят касаться ресурсными, там в помине (заводе) нет ни ресурсной зоны, ни тьюторов, ни ассистентов, ни необходимого детьми оборудования», — сетует собеседница RT.
Правитель «Центра проблем аутизма» Катюха Мень отмечает, аюшки? ресурсный класс — сие сложная и чётко организованная методика инклюзии.
«Же те, кто занимается образованием детей с ОВЗ, то и знай ориентируются на стандарты прошлого века и, используя карт-бланш, подвёрстывают всё перед эти устаревшие представления. В итоге кругозор детей оказываются получи и распишись последнем месте», — говорит возлюбленная.
По словам Мень, кушать немало прецедентов, часом родители, столкнувшись с отказом, добивались надлежащих условий образования чрез прокуратуру.
«Для суде представители школьной администрации в первый раз узнавали, что, действительно, они обязаны в соответствии с закону обеспечить детей с инвалидностью необходимыми образовательными условиями. В часть числе в формате инклюзии, даже если такой выбор условий сделали старики. Федеральный закон наделяет таким правом не более и не менее их, а не администраторов школ али дефектологов из психолого-медико-педагогических комиссий», — сообщила возлюбленная.