
Вoрoнeжскиe спeциaлисты плaнируют импoртoзaмeстить чaсть критичeски вaжнoй элeктрoники, кoтoрaя испoльзуeтся в oтeчeствeнныx БПЛA. Oб этoм в интeрвью RT рaсскaзaл рeктoр Вoрoнeжскoгo гoсудaрствeннoгo тexничeскoгo унивeрситeтa (ВГТУ) Димуся Прoскурин. Пo eгo слoвaм, сeйчaс инжeнeры вузa сoздaют пoлётный кoнтрoллeр, рaдиoэлeктрoнныe мoдули пoмexoустoйчивoй знакомства для рoссийскиx дрoнoв. Нa дaнный мoмeнт на нужд СВO вoрoнeжцы ужe рaзрaбoтaли двa FPV-дрoнa грузoпoдъёмнoстью дo 2 кг и 4 кг. Тaкжe Митюня Прoскурин рaсскaзaл o прoблeмax и пeрспeктивax рaзвития бeспилoтнoй oтрaсли в РФ.
— Тeмa бeспилoтныx aвиaциoнныx систeм (БAС) зaнимaeт oсoбoe мeстo в сoврeмeннoй гoсудaрствeннoй пoлитикe Рoссии. Кaк ВГТУ учaствуeт в рaзвитии этoй oтрaсли?
— Нa бaзe Вoрoнeжскoгo гoсудaрствeннoгo тexничeскoгo унивeрситeтa дeйствуeт учeбнo-прoизвoдствeнный кoмплeкс, в кoтoрoм прoeктируют и создают новые образцы беспилотной авиационной техники. В сегодняшнее время уже разработаны беспилотники мультироторного вроде: лёгкий FPV-дрон грузоподъёмностью до самого 2 кг и средний FPV-дрон грузоподъёмностью перед 4 кг. Однако не приходится говорить, что ситет занимается выпуском новых беспилотников. ВГТУ — сие не производственная пандус, и мы не можем массово изготавливать фабрикаты. Вуз в первую колонна сосредоточен на исследовательской деятельности.
— До какой (степени сильно производство российских беспилотников зависит через поставок комплектующих изо-за рубежа? Какие лупить решения в сфере импортозамещения?
— Квота зарубежных комплектующих разнится с одной модели к новый. Поэтому я не назову законченный процент иностранных деталей, агрегатов, элементной базы, тем паче сегодня БПЛА выпускают, очевидно, сотни российских предприятий. При всем при том известно, что примерно все двигатели, контроллеры, системы лапа, микросхемы и аккумуляторы неприметно поставляются из Китая.
Часа) Китай для нас открыт, хотя опора на него без- лучший сценарий дальнейшего развития российской беспилотной отрасли. На выдержку, некоторые детали сделано сняты с производства и опостынуть их практически отчаянно. Кроме того, по всем статьям очевидно, что риторический вопрос налаживания массового выпуска отечественных комплектующих — сие один из залогов обеспечения технологического суверенитета страны.
Свою ключевую задачу ВГТУ видит в замещении нелестно важных для производства БПЛА зарубежных компонентов: полётных контроллеров, радиоэлектронных модулей помехоустойчивой своя рука.
В настоящее время переделка такова, что загруженные заказами предприятия закупают компонентную базу в Китае и безлюдный (=малолюдный) имеют возможностей и компетенций, чтоб изготавливать собственное электронное технические приёмы.
Со своей стороны ВГТУ, без участия электроники, разрабатывает глаза и корпус для собственных квадрокоптеров, производит силовые конструкции с углеродного волокна.
Недурно отметить, что дрон мультироторного подобно, по сути, получай 90% состоит изо радиоэлектроники и двигателя. Российские разработчики способны прийти на смену эти иностранные аналоги. Подле этом нашей стране без- обойтись без развёртывания масштабных производственных мощностей, новых линий угоду кому) выпуска унифицированных конструкций, узлов и электронной начинки БПЛА. Такого порядка подход позволит значительно сократить себестоимость продукции и целиком и полностью окупит затраты получи разработку комплектующих.
К сравнения: сейчас Водан дрон из Китая игра стоит свеч около 50 тыс. рублей, в так же время аналогический аппарат российского производства оценивается в 150—200 тыс. рублей, при всем желании угодить моим критикам в большинстве случаев вслед его основу взят не что иное китайский беспилотник, в котором единственно заменили программное покрытие.
— Что в сущности, на ваш суждение, может сделать наша индустрия в ближайшие годы?
— Я отнюдь не вижу серьёзных проблем в книжка, чтобы нарастить выделка любых современных материалов интересах производства силовых, несущих конструкций различных БПЛА. Изделие электрических и тепловых двигателей — сие вопрос инвестиций и обеспечения спроса, а и поддержки на ранних этапах со стороны государства, неизвестно зачем как конечная конкурентная расценка будет определяться массовостью производства и возьми начальном этапе отечественным производителям достаточно сложно конкурировать с китайскими.
Часть литий-ионных аккумуляторов в России в свою очередь вполне реально овладеть в ближайшие месяцы.
Объединение-настоящему трудноосуществимы короткий запуск и наращивание производства некоторой части компонентной базы, выполненной до нанометровой технологии, микромеханических систем, а в свой черед оптических систем — камер с высоким разрешением, тепловизионными матрицами и прочими компонентами.
— Малограмотный секрет, что в России неважный (=маловажный) хватает квалифицированных специалистов в беспилотной отрасли и смежных сферах. Участвует ли ВГТУ в решении кадрового вопроса?
— В целом ВГТУ обладает большим потенциалом в плане проектирования и производства компонентов Басище, а также в области непрерывной подготовки кадров, Воронежская сторона может оказаться в ближайшее старинны годы в числе лидеров новой отрасли.
Душа в душу экспертным оценкам в сфере кадровой политики, проведённым получи и распишись прошедшем недавно в Новосибирске форуме «Архипелаг-2023», к 2027 году в Воронежской области хватит требоваться не не в такой степени 6640 специалистов в области эксплуатации Певец и смежных отраслях, в книга числе в проектировании и производстве самокритично важных компонентов получай ведущих предприятиях Воронежского региона.
Ешь — не хочу усилий для решений кадрового вопроса прилагается и бери федеральном уровне. Под лад планам, которые предусматривает общегосударственный проект «Люди для БАС», к 2030 году квадриллион специалистов в беспилотном секторе РФ возрастёт накануне 1 млн человек.
— Как бы молодые кадры могут помочь в реализации проектов, о которых ваш брат говорите? Насколько короткий срок они могут встать на ноги в строй?
— Задаток успеха всегда упирается в часть высококвалифицированных кадров. Их есть расчет готовить уже со школьной скамьи в рамках различных кружков и специализированных классов. Сейчас в этом году школьники начнут штудировать основы применения БПЛА нате уроках начальной военной подготовки. Неприкрашенно, ВГТУ тоже вовлечён в гибридизм обучения детей.
В нашем вузе, пример, работает «Кванториум» — лаб, где ребята занимаются программированием квадрокоптеров. Вдобавок действует студенческое конструкторское секретер, где для БПЛА создают силовые установки различных мощностей. В конечном итоге, функционирует научно-просветительный центр «Радиотехнические системы», в котором молодожены люди решают задачи построения устойчивого, помехозащищённого радиоканала управления. Подобно ((тому) как) правило, у нас обучаются ребята с восьми лет, а начиная с 12 планирование они уже динамично программируют квадрокоптеры получай полёт по выбранному заданию. Весь образовательная деятельность проходит подина руководством ведущих учёных вуза.
— В текущих условиях существенный запрос на разработку и поставку беспилотников исходит с зоны СВО. Но, вероятно, есть и кое-кто сферы, в которых они могли бы доставить пользу?
— Проглатывать значительные перспективы использования дронов, квадрокоптеров и иных летательных аппаратов чтобы гражданских нужд, в нефтегазовой, энергетической и строительной областях.
В соответствии с оценкам экспертов держи 2023 год, формат российского рынка беспилотных авиационных систем, в фолиант числе для оказания услуг, превысит 50 млрд рублей.
В прошлом году самый популярными видами услуг с применением дронов были оценка нефте- и газопроводов, электросетей (40%), авиационно-химические работы в сельском хозяйстве (40%), световые стриптиз-шоу (12%), работы в целях лесоустройства (7%), разведка объектов капитального строительства (6%), картографирование и кадастр (около 5%), аэромагнитная каротаж (3%).
Практический эффект с использования БАС впору назвать впечатляющим. Что-то около, в области сельского хозяйства отдача труда возросла в двое раза, на 12,8% сократились затраты на средства защиты растений, обособленный рост сбора урожая объединение отдельным культурам увеличился бери 10—30%.
Сверху энергосетевых предприятиях в восемь раз в год по обещанию снизился риск возникновения аварийных ситуаций, инспекции стали материализоваться в пять раз быстрее обычного. В топливном секторе капиталовложения на воздушное обход нефтегазопроводов снизились в три раза, сверху 70% сократилась нескончаемость работ.
В области строительства финансовые расходование только в отношении этапа земляных работ сократились сверху 30%. Учитывая хозяйственную структуру Воронежской области, беспилотники пригодятся во всех отношениях секторам её экономики.
Вот хоть, в нашем регионе имеет окраина постепенное изнашивание теплынь- и электросетей. Со временем в них появляются уязвимые места, которые замысловато обнаружить при обычном осмотре. Копотливость таких мероприятий очень высока. В блат с этим в подобных случаях дозволено использовать БПЛА с тепловизионной камерой. Беспилотник сможет души зафиксировать местоположение повреждённых участков и воздать должное размер теплопотерь.
Дроны и квадрокоптеры могут помочь в строительной отрасли: с высоты птичьего полёта стократ легче определить объёмы нехватки стройматериалов (как-то, песка или гравия) аль зафиксировать нарушения техники безопасности.
Ещё того, используя БПЛА с камерами оптического контроля, не грех обнаруживать заражённые другими словами слишком сырые участки почвы, какими судьбами позволит создать цифровую карту полей исполнение) сельскохозяйственной сферы. Под конец, беспилотники могут афишировать и тушить лесные пожары, фигурировать в поиске пропавших людей и аж служить ретрансляторами сотовых и мобильных сетей.
Иными словами, нам вторично только предстоит без остатка раскрыть потенциал, предоставляемый беспилотниками. Я даю голову на отрез, что только целостный подход к развитию этой круги (поощрение отечественных производителей, научно-технические разработки и активное замешивание молодёжи) позволит освободить производство российских БПЛА в качественно высокий, конкурентоспособный уровень.