Дизель для «Каракурта»

Кoмaндoвaниe Вoeннo-мoрскoгo флoтa РФ oткaзaлoсь oт зaмeны рoссийскoгo дизeльнoгo двигaтeля М507 для мaлыx рaкeтныx кoрaблeй (МРК) проекта 22800 «Каракурт», сообщает портал Mil.Press FlotProm.

Идея ремоторизации (то есть замены силовой установки) появилась на повестке дня из-за срывов поставок со стороны ПАО «Звезда» (Санкт-Петербург).

По данным издания, руководство ВМФ обсуждало возможность замены М507 на отечественный газотурбинный движок (ГТД) М70ФРУ-Р разработки «ОДК-Сатурн» (Рыбинск) и 20-цилиндровый китайский дизель CHD622V20 (лицензионная копия немецкого TBD622) компании Henan Diesel Engine Industry Co.

До введения санкционного режима отечественные МРК планировалось оснащать немецкими MTU 16V4000M90. Однако в 2014 году Германия перекрыла в РФ поставки продукции военного назначения. Это едва не сорвало завершение реализации проекта 21631 «Буян-М» и грозило перенести сроки строительства «Каракуртов» на неопределённый срок.

В поисках замены выбор военных пал на CHD622V20 из дружественной Поднебесной. По ряду заявленных характеристик китайский дизель превосходит немца, но качество агрегатов и его надёжность оказались заметно ниже. Полученные ВМФCHD622V20 ломались на испытаниях как минимум четыре раза.

«Китайский двигатель предложили для «Каракуртов» летом 2018 года. Опрошенные изданием представители отрасли раскритиковали эту идею. Для установки китайских изделий на корабли потребуется изменить конструкцию и переделать уже готовые корпуса. Кроме того, дизель из КНР не может обеспечить МРК заданную скорость», — отмечает издание.

В результате CHD622V20 было решено установить на последние серийные «Буяны», а «Каракурты» — уже обеспечить ответственными движками. Ситуация с поставкой силовых установок для проекта 22800 находится под контролем замглавкома ВМФ по вооружению вице-адмирала Виктора Бурсука.

Вопрос с обеспечением

М507 — высокооборотный 112-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель мощностью 7355 кВт. Mil.Press FlotProm не уточняет, насколько качественным является эта машина. Вполне возможно, что это действительно достойная силовая установка. Однако, судя по сообщениям в СМИ, ПАО «Звезда» оказалось заваленным другими заказами ВМФ, и график производства движков для «Каракуртов» стремительно   пополз вправо.

«Петербургский двигателестроительный завод «Звезда», чьим дизельным двигателем М507 и генератором ДГАС-315о оснащаются корабли для ближней береговой охраны ВМФ РФ, официально уведомил зеленодольских корабелов (выпускают часть МРК. — РП) о невозможности их поставки в этом году», — говорится в материале интернет-газете «Реальное время» от 2 октября 2018 года.

Иными словами, ключевая проблема состоит в том, что производственные мощности предприятия оказались слишком слабыми для удовлетворения потребностей заказчика. Теперь обеспечением проекта 22800 двигателями займётся расположенный в Санкт-Петербурге Кингисеппский машиностроительный завод (недавно вошёл в концерне «Калашников»).

Предприятие из Северной столицы сможет выпускать около десяти М-507 ежегодно. Предполагается, что с развёртыванием выпуска этого двигателя на мощностях КМЗ вопрос с обеспечением будет решён. Тем не менее, пока не уточняются сроки запуска производства М-507. Сейчас испытания проходит МРК «Ураган», в процессе строительства находятся восемь «Каракуртов».

Нерешённые проблемы

Ситуация с поставкой силовых установок вскрывает множество проблем, которые испытывает ВМФ и оборонно-промышленный сектор с импортозамещением морских движков. Даже если у флота появляется более-менее достойная альтернатива китайским или немецким установкам, промышленность не всегда в состоянии удовлетворить потребности заказчика.

Между тем правительство РФ не брезгует сыпать победными реляциями об успехах в этой сфере. 14 сентября вице-премьер РФ Юрий Борисов отчитался о полном избавлении зависимости от поставок украинских турбинных установок для кораблей классов «корвет» и «фрегат».

Напомним, разрыв Киевом отношений с РФ по линии военно-технического сотрудничества сдвинул вправо сроки строительства сторожевых кораблей дальней (проекты 11356 и 22350) и ближней (проекты 20380 и 20385) морской зоны.

Проблема была решена, прежде всего, благодаря накопленным компетенциям на «ОДК-Сатурн». Однако в утверждении Борисова есть одно большое «но»: российская промышленность не создала каких-либо новых движков, она лишь научилась ремонтировать и собирать ГТД самостоятельно без кооперации с ПАО «Мотор-Сич» (Запорожье).

На текущий момент выпущенные в РФ морские двигатели находятся в основном на стадии испытаний и сертификации, то есть их серийное производство буде запущено в лучшем случае через несколько лет. Для того, чтобы создать по-настоящему новые ГТД и дизеля, потребуются ещё 15-20 лет непрерывной работы. Однако об этом в докладах перед СМИ говорить непринято.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

04f28543bb6bf88d