Украинский флот под аркой Крымского моста

Двa суднa ВМС Укрaины мoрскoй буксир A 830 «Кoрeць» и кoрaбль упрaвлeния A 500 «Дoнбaсс» вeрнулись из Oдeссы в Мaриупoль. Пoxoд этиx кoрaблeй в Чёрнoe мoрe вызвaл бурю эмоций, как в России, так и на Украине. Дело в том, что «Корець» и «Донбасс» стали первыми суднами военно-морских сил Украины, которые прошли под аркой Крымского моста.

Переход был осуществлён 24 сентября после отправки ВМСУ запроса российской стороне и получения соответствующего разрешения. Правда, командование украинского флота не признало данного факта.

На Украине проход под Крымским мостом вызвал противоречивую реакцию. С одной стороны, флот «незалежной» продемонстрировал свои вымпелы «агрессивному соседу», с другой — переход буксира и корабля управления через мост «оккупантов» стал актом подчинения тем правилам, которые установила Москва на правах хозяйки Керченского пролива.

Часть украинской публики восприняла поход «Кореца» и «Донбасса» как героический поступок в условиях «оккупации» и перед лицом «превосходящих сил противника». Другая — наоборот, сочла действия ВМСУ свидетельством слабости, неспособности дать отпор «агрессору».

Президент Украины Пётр Порошенко предсказуемо встал на сторону ура-патриотов. На своей странице в Facebook он поздравил экипаж «Донбасса» и «Кореца» с выходом в Азовское море.

Как бы то ни было, с вводом в строй Крымского моста Украина оказалась в патовой ситуации — торговый флот и группировка ВМСУ попали в полную зависимость от РФ. Азовское море — небольшое, мелкое и, по сути, замкнутое природное образование. Поэтому официальный Киев не зря заявил об установлении Россией фактической блокады Мариуполя.

Весьма символично выглядело то, как российские Вооружённые силы РФ и Пограничная служба ФСБ сопровождали «Корець» и «Донбасс» у Крымского моста. Вблизи судов ВМСУ шли сторожевые корабли «Аметист» и «Дон», разведывательный корабль «Приазовье», четыре катера проекта 03160 «Раптор» и спасательный буксир СБ-739. Кроме того, украинские корабли неоднократно облетались многоцелевыми истребителями Су-27 и Су-30СМ.

«Переход к Керченскому проливу и через него проходил в сложной обстановке… В Керченском проливе для непосредственного сопровождения было задействовано более 10 кораблей и катеров ФСБ и Черноморского флота РФ. Самолёты страны-агрессора неоднократно совершали облёт наших кораблей, в том числе на предельно низких высотах… 21 сентября российский истребитель Су-27, вылетевший из Крыма, создал предпосылки к аварийному событию в воздухе, сблизившись на опасное расстояние с военно-транспортным самолетом Ан-26», — посетовала пресс-служба ВМСУ.

Россия продемонстрировала Украине свою силу, что, пожалуй, является лучшим предостережением от возможных провокаций. Но украинский караван и без того смотрелся очень блекло. Оба судна были построены в первой половине 1970-х годов, да к тому же не являются боевыми кораблями. «Корець» — это бывший советский МБ-30 проекта 745, «Донбасс» — бывшая плавучая мастерская ВМФ СССР ПМ-9 проекта 304.

Между тем, до конца года Украина планирует построить на Азовском море полноценную военно-морскую базу, развернуть дивизион боевых катеров и оснастить подразделения береговой обороны высокоточным ракетным вооружением. Таким образом Украина рассчитывает усилить военное присутствие в акватории в ответ на блокаду со стороны Москвы.

Собственно, именно с этой целью «Корець» и «Донбасс» перешли из Одессы в Мариуполь. При этом боевые катера Киев перебрасывает по суше, видимо, опасаясь попасть в неловкую ситуацию в том случае, если Россия запретит проход этих судов через Керченский пролив.

Так, в первой половине сентября в Бердянск были доставлены и спущены на воду малые бронированные артиллерийские катера (МБАК) проекта 58155 «Гюрза-М» Р 176 «Лубни» и Р 177 «Кременчук». До конца года из пунктов базирования на Чёрном море ВМСУ перебросят ещё три МБАК «Гюрза-М».

Судя по всему, взамен черноморские подразделения военно-морских сил Украины получат два десантно-штурмовых катера проекта 58503 «Кентавр-ЛК», заложенных в 2016 году.

Командование ВМСУ и украинские СМИ стараются преподнести обновление и усиление флота катерами как достойный ответ «агрессору» в регионе. Однако реальная ситуация для Украины выглядит плачевной.

После потери Крыма Киев лишился более половины всех судов. В частности, в Севастополе остались корветы «Луцк» проекта 1124МУ, «Хмельницкий» проекта 1241.2 «Молния-2», ракетный катер «Приднепровье» проекта 1241Т, морские тральщики «Чернигов» и «Черкассы», большой десантный корабль «Константин Ольшанский» проекта 775. Чудом избежал «российского плена» нынешний флагман ВМСУ фрегат «Гетман Сагайдачный», находившийся в феврале 2014 года в дальнем морском походе.

В то же время сложно обойти стороной тот факт, что большая часть крымской группировки кораблей в 2014 году находилась в неисправном состоянии. Вполне возможно, что постмайданная Украина не смогла бы содержать вышеперечисленные вымпелы. Денег на строительство новых крупных кораблей у Киева тоже не оказалось. Ярким подтверждением тому является недостроенный корвет «Владимир Великий» проекта 58250, заложенный ещё в 2011 году.

Флот Украины обречён на то, чтобы стать «москитным». ВМСУ сделало ставку на бурное строительство катеров, которое развернулось на ПАО «Кузня на Рыбальском» (бывшая «Ленинская Кузница», входит в бизнес-империю Порошенко). Но с таким флотом Украина не сможет защитить даже собственные берега (если мы говорим о возможном конфликте с Россией).

В связи с этим не очень понятно, зачем Украине понадобилась военно-морская база на Азовском море. Причём, как заявил депутат Верховной рады Иван Винник, Киев намерен переоборудовать торговую инфраструктуру под военные нужды, и лишь потом власти подумают о создании специализированных портов и причалов.

Очевидно, что для Украины в сложившейся ситуации было бы логичнее не заниматься мнимым усилением военного присутствия, а сесть за стол переговоров с Москвой. Однако такой подход Киев категорически не приемлет и готов поставить под удар благополучие важного торгового порта, которым является Мариуполь.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

04f28543bb6bf88d