Шанс Нетаньяху

Пoкa Рoссия прaзднoвaлa    9 мaя, в Крeмлe прeзидeнт РФ Влaдимир Путин и прeмьeр-министр Изрaиля Бeньямин Нeтaньяxу рeшaли судьбу ирaнскoгo вoeннoгo присутствия в Сирии. Судя пo тoму, чтo в нoчь на 10 мая израильские ВВС атаковали десятки военных объектов ИРИ, Москва согласилась пойти на некоторые уступки Тель-Авиву. Насколько такой подход отражает национальные интересы России, разбиралась РП.

Сложный танец

Отношения России и Израиля очень метко окрестил обозреватель BBC Джонатан Маркус в статье от 9 марта 2017 года под названием «Сложный дипломатический танец». Между двумя государствами огромное количество противоречий, но с самого начала гражданской войны в Сирии Москва и Тель-Авив демонстрируют умение находить компромисс даже по крайне острым вопросам.

С одной стороны, Израиль является непримиримым врагом Башара Асада и Ирана и верным союзником Соединенных Штатов. При этом отношения с Вашингтоном у Тель-Авива значительно укрепились с приходом в Белый дом Дональда Трампа. С другой стороны, Израиль не участвует в антироссийской вакханалии, которую затеяли США в связи с «аннексией» Крыма. Тель-Авив не вводил санкции и никогда не позволял резких фраз в адрес внешней политики Кремля.

На очередные переговоры в Москву Нетаньяху приехал 9 мая и принял участие во всех основных торжественных мероприятиях. Премьер-министр стоял рядом с Путиным во время Парада Победы, возложил венок к Могиле Неизвестного солдата и поучаствовал в шествии «Бессмертного полка», держа в руках портрет героя СССР Вольфа Виленского.

В глазах Запада Нетаньяху совершил немыслимый поступок, «прогнувшись» под российского лидера. Однако последующие события показали, что этот дипломатический реверанс был нужен для того, чтобы вновь добиться согласия России на нанесение ударов по сирийской территории.

«Трудно поверить, но спустя 73 года после Холокоста у нас на Ближнем Востоке есть страна — Иран, которая в открытую призывает к уничтожению государства Израиль», — заявил Нетаньяху во время протокольной беседы перед телекамерами. Подробности переговоров за закрытыми дверями нам неизвестны, но тема и тональность дискуссии вполне понятны.

В полночь, когда жители российских городов укладывались спать, посмотрев салют в честь Дня Победы, израильские   F-16 поднялись в небо и направились в сторону Сирии. Поводом для атаки послужили обстрелы армейских подразделений на Голанских высотах силами «Аль-Кудс», которые входят в структуру иранской армии. Якобы были выпущены около 20 ракет. (Согласно решению Совбеза, Голанские высоты признаны оккупированной Израилем территорией).

«Армия обороны Израиля атаковала десятки военных объектов, принадлежащих иранским силам «Аль-Кудс», на территории Сирии. В рамках крупномасштабной операции были атакованы позиции иранской разведки, штаб-квартира «Аль-Кудс»; военный и логистический комплексы сил «Аль-Кудс»; иранский военный лагерь к северу от Дамаска; склады вооружений сил «Аль-Кудс» в международном аэропорту Дамаска; интеллектуальные системы и установки, связанные с силами «Аль-Кудс»; военные посты и пункты наблюдения в буферной зоне», — говорится в сообщении Минобороны Израиля.

«Наказание» Ирана

Стоит ли доверять утверждению Тель-Авива о том, что Иран спровоцировал атаку ВВС? Ситуация в районе Голанских высот остается чрезвычайно сложной. На этом небольшом клочке территории сосредоточены множество сил. Помимо израильской, сирийской и иранской армий, там находятся отряды «Хезболлы» (организация признана террористической в Израиле и на Западе) и силы шиитского ополчения. Ранее на Голанских высотах даже орудовали банды ДАИШ (ИГ— организация запрещена в РФ).

Подобная концентрация группировок вполне могла привести к вооруженным столкновениям. Здесь нельзя исключать ни правоту обвинений Тель-Авива, ни преднамеренную провокацию израильских войск. К тому же обе стороны конфликта никогда не скрывали желания уничтожить друг друга и нанести ассиметричный ответный удар.

Израиль множество раз выражал недовольство строительством военной инфраструктуры Ирана в Сирии. По сообщениям СМИ, негласные переговоры с Москвой по этому поводу Тель-Авив ведет с 2016 года. Прежде всего, еврейское государство добивается отвода иранских войск с территории, прилегающей к Голанским высотам.

При этом между Израилем и РФ была заключена сделка, которая позволяет израильским ВВС наносить ограниченные ответные удары и пресекать передачу оружия «Хезболле». В свою очередь российский контингент получил карт-бланш на ликвидацию всех мятежных формирований (часть боевиков пользовалась поддержкой Израиля), на политическую поддержку Асада, а также на обучение и перевооружение сирийской армии.

Стоит отметить, что эта договоренность в целом устраивает оба государства и не нарушает баланс сил в регионе. Однако она стала давать сбой из-за роста военного присутствия ИРИ и усиления (благодаря помощи РФ) противовоздушной обороны САР.

По информации сирийского агентства   SANA, зенитчики арабской республики в ночь на 10 мая сбили десятки ракет, запушенных самолетами Израиля. В итоге были поражены радарная станция и склад за боеприпасами. Телеканал Al Mayadeen также указывает, что Тель-Авив не смог нанести успешный массированный удар по иранским военным объектам.

Как отметил представитель Минобороны Израиля Джонатан Конрикус, атака была согласована с российской стороной: «Израиль информировал Россию перед ударами в Сирии. Россияне были предупреждены перед атакой через существующий механизм деконфликтизации».

Предупредила ли Москва иранскую армию и сирийские силы ПВО — мы, наверное, никогда не узнаем. Но факт активного противодействия зенитных комплексов САР — очевиден. Ясно и то, что возросший благодаря РФ противовоздушный потенциал сирийской армии объективно снижает результативность израильского «возмездия», и это вынуждает Тель-Авив искать иные пути давления на Асада и Тегеран.

Вероятно, одним из методов «наказания» Ирана стал выход СЩА из ядерной сделки 2015 года (СВПД, Совместного всеобъемлющего плана действий). По этому поводу 9 мая, перед встречей с Нетаньяху, Путин провел заседание Совета безопасности. Как известно, ярым сторонником отмены сделки выступал израильский премьер.

Градус напряженности между Ираном и Израилем растет буквально с каждым днем. И надо признать, что на текущий момент Москва успешно лавирует, не подыгрывая ни Тель-Авиву, ни Тегерану. Кроме того, в этой большой игре Сирия уже не является «бедной овечкой», которую Израиль или США могут пинать, когда им вздумается. Если план Путина состоял именно в этом, то он удался.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

04f28543bb6bf88d