«Наше имя — Борис Немцов»

Русскaя плaнeтa

Рoвнo гoд нaзaд «Русскaя Плaнeтa» oпубликoвaлa мaтeриaл, пoсвящeнный тoму, как в России происходит насаждение культа личности Бориса Немцова. Сразу после убийства оппозиционера в нашей стране была развернута масштабная пропагандистская кампания, направленная на его романтизацию.

Сегодня, судя по прошедшему в центре Москвы «маршу Немцова», культ личности трансформировался в нечто иное. Протестующие и сподвижники Бориса Ефимовича о Немцове (как о человеке) и его политической программе практически   не вспоминали. Зато было много разговоров о том, что в этом проклятом «полицейском государстве» стало «невозможно дышать».

Отметим, что «марш Немцова» — единственная протестная акция (номинально — это акция памяти), которую московские власти разрешают проводить в центре столицы. Одним из основных лозунгов митингующих стало переработанное высказывание Je suis Charlie — «Наше имя — Борис Немцов». В частности, именно эту фразу во все горло орал Илья Яшин.

Погибший в ночь на 28 февраля на Большом Москворецком мосту оппозиционер превратился в знамя борьбы против «путинского режима» и «несвободы». Без сомнения, Немцов являлся ярым противником президента РФ и в пьяном угаре позволял себе ненормативные выражения в его адрес. Однако поминки по Немцову — на то и поминки, чтобы вспомнить о нем, как о незаурядной личности, которая очень сильно любила жизнь.

Немцов познал взлеты и падения в политической карьере. Его главное достижение — пост вице-премьера благодаря близости к Борису Ельцину (1997-1998). Борис Ефимович обещал победить «бандитский капитализм» и с гордостью говорил: «Я — первый вице-премьер. Молодой, амбициозный и бескомпромиссный. Реформы превыше всего».

20 лет назад у Немцова отчетливо наблюдалось «головокружение от успехов». Во второй половине 1990-х годов он действительно пользовался большой популярностью, смешивая в своих пламенных речах демократические и популистские лозунги. Также Борис Ефимович неоднократно намекал на то, что ему уготована участь занять более высокое положение в системе госуправления.

Возможно, именно отсюда берут начало корни ненависти к Путину, который в ельцинский период тоже был молодой талантливый и амбициозный. Немцов проиграл битву за фаворита и преемника Бориса Николаевича, но, будучи человеком гордым и самовлюбленным, с этим не смирился.

В первой половине 2000-х годов Немцову не удалось встроиться в вертикаль новой власти. После поражения «Союза правых сил» на выборах 2003 года 43-летний либерал оказывался на обочине политической жизни, где ему было суждено пребывать вплоть до трагической гибели во время прогулки с украинской моделью Анной Дурицкой.

Сложно сказать, что хорошего сделал Немцов для России. Никто из его друзей не вспоминает какие-либо проекты или законы, которые улучшили жизнь граждан РФ. На ум сподвижников Бориса Ефимовича всегда приходят революционные и патриотические лозунги, философские рассуждения о демократии, реформах и всевозможные антикремлевские доклады, основанные на открытых источниках. И это все, не считая скандалов с любовницами и друзьями?

Заслуг у Немцова перед страной действительно не очень много. Тем не менее, он оставил большой след в российской политике. Бориса Ефимовича вполне можно назвать символом ушедшей (будем надеяться навсегда) эпохи демократического строительства и олицетворением надежды на достойную жизнь. Вряд ли Немцов представлял, как сделать из России процветающую страну, но, без сомнения, он ее любил.

Несмотря на относительно короткую карьеру в большой политике (1990-2003), ушедший из жизни оппозиционер не запятнал свою репутацию политической проституцией, как многие госдеятели современной эпохи. Его услужливость верхам и олигархам в период ельцинского правления не была чрезмерной, а антипутинская позиция отличалась последовательностью и выглядела достаточно аргументированной на фоне риторики остальных внесистемных персонажей.  

Однако взвешенный подход к фигуре Немцова сегодня мало, кого интересует. Государство оказалось не способным найти заказчиков преступления, а либеральное сообщество и СМИ — рационально осмыслить наследие, которое он оставил. Память о Борисе Ефимовиче постепенно превращается в миф, который эксплуатирует нынешняя оппозиция.  

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

04f28543bb6bf88d