Бизнесу пообещали отказ от карательного госконтроля

Нa фoнe угaсaющeгo экoнoмичeскoгo рoстa и рeзкoгo увeличeния кoличeствa уголовных дел против предпринимателей чиновники снова сдувают пыль со старой мантры о том, что «не нужно кошмарить» бизнес.

В ближайшие три года власти намерены отказаться от карательной модели госконтроля и заменить ее на партнерскую, заявил в интервью ТАСС министр по делам открытого правительства Михаил Абызов.

В рамках реформы системы надзора и внедрения риск ориентированного подхода проверки бизнеса должны будут сократиться втрое, сказал министр.

Одновременно, впрочем, по его словам, в 7-10 раз вырастет объем «профилактических мероприятий».

«Государственный контролер будет выступать наставником и помощником для предпринимателя», — пообещал Абызов.

Результативность и эффективность надзорных ведомств будет оцениваться не по количеству проведенных проверок, не «по палочной системе», а по снижению ущерба и причиненного вреда по тем рискам, которые контролирует соответствующий орган, объяснил он.

Поможет в этом, по словам Абызова, цифровизация надзора, благодаря которой взаимодействие государства с бизнесом станет дистанционным, а непосредственный «поход к предпринимателю» будет занимать не больше 10% от работы контролирующих органов.

О необходимости снизить давление на бизнес чиновники всех уровней говорят не первый год, напоминает партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Дарья Константинова: о том, например, что по экономическим преступлениям не нужно заключать под стражу, президент РФ Владимир Путин заявлял в послании Федеральному собранию в 2015 году, год назад в том же послании он повторил те же тезисы.

В январе 2017-го на юбилее Генпрокуратуры Путин снова призывал оградить от избыточных проверок честных предпринимателей, а прокуратуру — следить за контролирующими органами.

Тогда же было принято решение ужесточить ответственность за незаконное преследование предпринимателей — срок по соответствующей статье (169 УК РФ) был увеличен до 10 лет. Но эффекта это не дало.

По данным центра общественных процедур (ЦОП), в прошлом году по экономическим статьям было возбуждено 240 тысяч уголовных дел, а «воспрепятствование законной предпринимательской деятельности» — всего 12.

За два года количество возбужденных против предпримателей уголовных дел выросло почти в 5 раз — до 1 миллиона. При этом добиться послабления меры наказания в минувшем году удалось лишь 44 предпринимателям, сообщил в январе уполномоченный по делам бизнеса Борис Титов.

«Затянувшийся экономический кризис заставляет российские власти активнее искать новые способы пополнения бюджета. Не всегда дело ограничивается налоговыми и прочими новациями. Активное выявление налоговых преступлений тоже выступает неплохим подспорьем для увеличения доходной части казны», — отмечает Констатнтинова.

Корень проблемы в том, что у контролирующих и налоговых органов неверно сформулированы показатели эффективности, объяснял ранее Титов. Сейчас их деятельность оценивают по «количеству штрафов, которые они принесут в бюджет». Принцип же должен быть другим. «А именно — рост экономики в том секторе, который они регулируют. Тот рост, который показывают «подшефные» компании», заявил Титов.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

04f28543bb6bf88d