Два российских региона переведут на внешнее управление из-за долгов

Влaстям двуx субъeктoв РФ будeт зaпрeщeнo сaмoстoятeльнo принимaть рeшeния пo расходованию средств региональных бюджетов из-за большого объема накопленных долгов.

Республика Хакасия и Костромская область будут переведены на казначейское сопровождение и смогут тратить деньги только под контролем Федерального казначейства, заявил в интервью ТАСС глава ведомства Роман Артюхин.

По его словам, долг этих двух субъектов по кредитам за счет федерального бюджета превысил 80% доходов, которые они собирают в собственную казну.

«Новый бюджетный кредит для покрытия этих долгов будет представлен только при условии перевода этих регионов на полное кассовое обслуживание в Казначейство с открытием лицевых счетов и санкционированием расходов — зарплата, коммунальные расходы, социальные выплаты в той очередности, в которой они возникают», — заявил Артюхин.

Он добавил, что ранее подобный механизм никогда не применялся к бюджетам регионов. Теперь же он призван не допустить того, чтобы субъекты принимали на себя финансовые обязательства «сверх суммы лимитов, установленных законом о бюджете».

По данным Минфина, на начало 2018 госдолг российских регионов достиг 2,535 трлн рублей. У семи регионов суммарный долг больше, чем годовые доходы бюджета, у 16 регионов — подбирается к этой отметке (более 85%), у 31 — превышает 50-процентный порог.

При этом у трех регионов ежегодная сумма платежей по долгу, включая оплату процентов и погашения, «съедает» больше половины всех поступлений в казну. У 28 субъектов обслуживание долгов отнимает от 20% до 50% доходов.

Согласно методологии международного рейтингового агентства S&P, критический порог для этого показателя — 30%: исходя из международной статистики, «такой уровень расходов на обслуживание и погашение долга свидетельствует об очень высокой вероятности дефолта».

За 2015-16 гг госдолг российских регионов вырос на 13% — деньги поступали главным образом из федерального бюджета в виде кредитов под льготную процентную ставку (0,1% годовых). Их доля в общей региональной задолженности достигла 42%.

Но с 2018 года механизм, в рамках которого субъекты получили из Москвы подпитку на 1,2 триллиона рублей, будет свернут полностью, и это станет серьезным ударом, предупреждает главный научный сотрудник лаборатории исследований демографии, миграции и рынка труда ИНСАП РАНХиГС Наталья Зубаревич: придется переходить на займы у банков и выпуск облигаций, что существенно дороже.

Госбанки согласны кредитовать регионы под ставку на 1 процентный пункт выше ключевой — соответствующая договоренность с ними достигнута, сообщал в конце сентября глава Минфина Антон Силуанов. С учетом текущей ставки ЦБ (7,75% годовых) кредиты для региональных властей подорожают почти в 80 раз.

Хотя бюджетная ситуация в целом выравнивается на фоне признаков роста экономики, в 36 субъектах расходы по-прежнему превышают доходы, отмечает Зубаревич. «Остропроблемные», по ее словам, это Мордовия и Кабардино-Балкария, где «дыра» в бюджете достигает 23-24% доходов, Магаданская область, Еврейской АО, Севастополь, где не хватает 15%, а также Хакасия и Якутия с 10-12%.

При этом в 65 регионах из 85 продолжается падение реальных доходов населения, в каждом втором — по-прежнему сокращается розничная торговля. Даже снижение выдачи новых бюджетных кредитов (не говоря уже об их полной отмене) создает серьезные риски, отмечает Зубаревич.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

04f28543bb6bf88d