Экономическое развитие Арктики: выгодные приоритеты

Кoнeчнo, сoврeмeнныe oбъeмы грузoпeрeвoзoк пo СМП пoкa нeсoпoстaвимы с oбъeмaми, пeрeвoзимыми пo трaдициoннoму мaршруту чeрeз Суэцкий кaнaл, через который ежегодно проходит около 1 млрд т. грузов, что составляет 10% от всех мировых перевозок. От такого трафика Египет получает ежегодно более $5,0 млрд. После открытия канала-дублера поступления в египетский бюджет увеличатся почти в два раза.

Тем не менее основания для оптимизма есть. Как отмечалось, увеличение добычи нефти и газа на шельфе Северного Ледовитого океана и наращивание поставок углеводородов в Европу и Азию будут способствовать росту объема грузопотока по СМП. Только один порт Сабетта, благодаря заводу «Ямал СПГ», позволит нарастить объемы вывоза груза с 1 млн тонн до 16,5 млн тонн в год. Более того, порт Сабетта должен превратиться в многофункциональный узел Северного морского пути, который в перспективе можно будет использовать не только для экспорта газа с Ямала, но также для экспорта иной продукции с Урала и Сибири. По расчетам экспертов, уже к 2020 г. пропускная способность СМП может вырасти до 30 млн тонн, а общий потенциал этой морской артерии России оценивается в 50 млн тонн в год.

Фактором увеличения грузопотока по СМП, о котором сейчас много говорится, является глобальное изменение климата, таяние льдов и появление «открытой воды» на долгое время. По прогнозам Межправительственной группы экспертов по изменению климата, приблизительно к 2070 г. в летний период воды Арктики будут полностью свободны ото льда.

По другим данным, это может произойти еще раньше. Некоторые исследования называют в качестве возможной даты 2035 г. К этому времени количество судов, проходящих через СМП, может вырасти почти в 20 раз.

Для превращения СМП в полноценный транспортный коридор потребуется восстановление, а зачастую и создание заново полноценной инфраструктуры: гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, современные электронные карты, морские спасательные центры, береговая аварийно-спасательная служба, развитие ключевых морских портов с судоремонтными мощностями, система навигации и связи, новые морские и речные суда и многое другое. Современные российские ученые, в том числе В. Н. Лексин и Б. Н. Порфирьев разрабатывают новые организационные схемы «переосвоения» Арктики. Такой термин представляется спорным и вполне может быть заменен на «развитие», поскольку несет в себе оттенок утилитарности.

В настоящее время Россия активно создает в Арктике современные высокотехнологичные военные базы (Архипелаги Земля Франца-Иосифа, Новосибирские острова и другие). Некоторые зарубежные политики воспринимают такое повеление России как милитаризацию Арктики. Однако постоянное присутствие в Арктике оснащенных военных баз позволит не только обеспечивать национальную безопасность России, но и навигационную безопасность СМП и международных трансполярных перелетов гражданской авиации, а также развивать арктический туризм и проводить регулярные метеорологические исследования в этом труднодоступном регионе. Что, безусловно, укрепит международное сотрудничество.

Развитие Северного морского пути как международного консорциума с контрольным пакетом у России, а остальные участники – отечественные и иностранные инвесторы, крупные добывающие и судоходные компании. В качестве потенциальных партнеров могут выступить компании Сингапура, Японии, Китая, Индии, Кореи.

Вырученные средства будут направлены на развитие инфраструктуры, включая модернизацию воздушных, морских и речных портов, системы связи и навигации, а также на пополнение парка ледоколов и грузовых судов ледокольного класса. Становление СМП как важного международного транспортного коридора придаст дополнительный импульс развитию русского Севера и привлечет новые инвестиции.

Международное сотрудничество в Арктике регулируется исключительно «Конвенцией ООН о морском праве». Следует отметить, что среди всех стран-членов Арктического совета (межгосударственный орган с совещательным правом) лишь США уклонились от подписания данного документа. Но, справедливости ради, следует признать, что все положения конвенции в Арктике ими выполняются. Для объединения усилий активного экономического развития Арктики следует создать международный финансовый институт, например Арктический банк международного сотрудничества.

Актуальной темой для обсуждения является также неурегулированный до сих пор вопрос о разграничении Арктического шельфа. В 2016 г. Россия подала заявку в ООН о своем праве на часть Арктического шельфа. Материалы были подготовлены на основании результатов советских и российских научных исследований.

Таким образом, следует признать, что Арктика до сих пор в достаточной степени не исследована и ее дальнейшее развитие невозможно без участия Российской науки. Россия обозначила свои приоритеты и свой статус в Арктическом регионе. Усиление приарктической деятельности России будет способствовать изучению и использованию ресурсов Мирового океана в интересах национальной безопасности, экономического и социального развития, расширения международных торгово-экономических связей.

Бизнес заинтересован в развитии Северного морского пути. Однако для успешного результата следует увеличить финансирование научных исследований, усовершенствовать транспортную и финансовую инфраструктуру, гармонизировать российское законодательство и международное право.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.