Россия и Турция сыграли «помидорную партию» вничью

Фoтo: rett Davis

«Пoмидoрнaя вoйнa» мeжду Рoссиeй и Турциeй, вoзникнув в рeзультaтe гeoпoлитичeскoгo кoнфликтa и ударив по экономическим интересам Анкары, должна была стать мощным толчком для развития нашей сельскохозяйственной отрасли. Россия — все-таки аграрная страна, а овощами в зимний период себя не обеспечивала. Из других стран к нам поставлялось около 1   млн тонн томатов ежегодно, при этом Турция была основным экспортером. В   отсутствие турецких помидоров с   2015   года у российских производителей появился простор для развития. Тут, конечно, помогли государственные инвестиции, и   в   результате в   2017‑м в нашей стране выросло 190   тыс. тонн томатов (по состоянию на октябрь), что на 28% больше, чем в прошлом году. Правда, эти овощи к середине осени население, скорее всего, потребит. И   тогда на повестку дня встает вопрос, что мы будем есть в зимний период. Вот тут-то и пригодятся турецкие поставки.

Если же говорить о более длительных перспективах, то министр сельского хозяйства Александр Ткачев докладывал президенту Владимиру Путину, что пройдет каких-то 4–5 лет   — и   Россия сможет полностью закрыть дефицит томатов, в   том числе и в межсезонье. Для этого строится 50   тепличных комплексов, а пока нехватку замещают поставками из других стран, с   которыми российское правительство не успело поссориться: Азербайджана, Узбекистана, Китая, Израиля.

Отметим, томаты были не единственной продуктовой позицией, попавшей под эмбарго. В сентябре Россия уже разрешила ввоз салата, перца, кабачков и тыкв из Турции, а   с   31   октября из-под ограничений вышли баклажаны и гранаты. Помидоры в этом ряду оставались последним «камнем преткновения». Судя по всему, Россия решила забыть все прежние обиды и поступательно идет навстречу интересам Турции, которая от торговой войны с РФ потеряла не менее $2   млрд.

Правда, по-другому наши власти поступить и не могли, ведь в руках Анкары имеется мощный рычаг воздействия, имя ему — газопровод «Турецкий поток». Из-за трений между правительствами двух стран строительство трубопровода, ведущего газ из России в Европу в обход Украины, было приостановлено. Компромисса удалось достичь лишь после нормализации торговых отношений. Не случайно в последнее время «овощные» вопросы все чаще решает российский министр энергетики Александр Новак (в   роли главного переговорщика с Анкарой), хотя сельскохозяйственная отрасль совсем не входит в область его профессиональных интересов.

Впрочем, некоторые эксперты призывают отделять «мух от котлет» и не связывать отмену «помидорного вето» с преодолением разногласий по «Турецкому потоку». «Сейчас скорее Турция может шантажировать Россию и препятствовать строительству газового хаба, из-за того что возводится он на дне Черного моря с нарушениями, без утверждения отчета Турции о воздействии на окружающую среду, на авось, как говорится», — подчеркнул в беседе с «МК» партнер консалтинговой компании RusEnergу Михаил Крутихин.

Вместе с тем считается, что аграрный бизнес Турции сильно давит на правительство страны в решении различных торгово-экономических вопросов. И у   Анкары в рукаве остаются и другие козыри: Россия поставляет в страну большие объемы зерна, подсолнечного масла, круп и совсем не желает терять такой крупный рынок сбыта. Турция же при желании может затруднить российский экспорт, как уже делала это ранее, обложив пошлиной поставки отечественного зерна.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

04f28543bb6bf88d