Moody’s заявило о рисках изъятия активов у крупнейших частных компаний РФ

Крeдитoспoсoбнoсть крупнeйшиx кoмпaний Рoссии нaxoдится пoд дaвлeниeм из-за рисков вмешательства со стороны властей и угрозы изъятия активов в пользу государства. Об этом предупреждает международное рейтинговое агентство Moody’s в опубликованном во вторник обзоре.

Целый ряд российских нефтегазовых, добывающих, металлургических и химических компаний, не попавших под санкции, показывают «сильные» результаты по денежному потоку, имеют солидную подушку в виде финансовых резервов, а кроме того, получают выручку в валюте, при том что основные издержки несут в рублях, наслаждаясь позитивными последствиями девальвации.

Их кредитные рейтинги могли бы быть выше текущих, но они ограничены «потолком» в виде суверенного рейтинга РФ, который находится на «мусорном» уровне Ba1 с 2015 года, отмечает Moody’s.

Этот потолок обусловлен конкретными «рисками», которые стоят перед российским бизнесом, констатирует агентство. В их числе «возможное вмешательство (государства) в деятельность компании, а также возможность экспроприации или национализации находящихся в стране активов».

«Хотя многие российские компании получают значительную долю выручки от экспорта, они остаются подвержены рискам, отраженным в уровне странового потолка, поскольку их руководство и их активы располагаются преимущественно в России», — говорится в релизе Moody’s.

Практически все активы в РФ либо уже находятся в собственности государства, либо контролируется узкой группой частных лиц, практически на 100% получивших эти активы из рук государства в обмен на управляемость и лояльность, рассказывает директор программы экономическая политика Московского центра Карнеги Андрей Мовчан.

В этих условиях потеря защищенности оборачивается потерей активов, как показывает пример миллиардера Владимира Евтушенкова: отсидев под домашним арестом и отдав государству «Башнефть», в 2017-м он получил «счет» от «Роснефти», которая отсудила у него 136 млрд рублей.

Ситуацию усугубляет сжатие бюджетных потоков, за счет которых питались группы влияния — недостаток казенной подпитки компенсируется за счет увеличения контроля над государственными и негосударственными бизнесами; за счет повышения ренты, состоящей из взяток; навязанного долевого участия; нерыночных продаж товаров и услуг и получения нерыночных преимуществ в конкуренции, говорит Мовчан.

«Мы уже видим, как этот процесс идет в нефтегазовой области через национализацию, в области внешней торговли — через консолидацию потоков за счет санкций, в области технологий — через формирование нового рынка госзаказа вокруг систем контроля и ограничения контента, в области строительства — через формирование новых списков мегапроектов», — добавляет он.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

04f28543bb6bf88d