Capital control: валютные игры

Инициaтивы финaнсoвoгo вeдoмствa прoдиктoвaны несколькими причинами: подготовкой к возможному ужесточению санкций против России, способному вызвать всплеск волатильности на валютном рынке, а также либерализовать валютное законодательство за счет создания системы противовесов.

Не стоит забывать, что августе 2017 г. президент США подписал закон, согласно которому американский Минфин должен в течение 180 дней проработать возможность расширения действия санкций на российские ОФЗ и рынок деривативов, причем возможны и дальнейшие ужесточения санкционного режима — запрет на инвестиции в суверенный долг, который может вызвать волатильность рубля не как в 2014 г., конечно, но тоже достаточно сильную.

На самом деле, рассмотренные сценарии capital control в целом имеют больше негативное влияние на экономику, чем позитивное. Кроме того, мировая практика введения ограничений по движению капитала показывает низкую эффективность данных мер. Так, МВФ опубликовал исследование, в котором было рассмотрено 38 попыток ограничений оттока капитала в разных странах, из которых только две признаны относительно удачными.

Ждать стоит небольших мер усиления контроля капитала, а именно пристального внимания регулятора к продаже валютной выручки госкомпаниями. В случае повторения сценария 2014 г. данная мера может быть обязательной. Но более жесткие ограничительные меры вряд ли будут: слишком высока вероятность негативных последствий для экономики на фоне недолгого ослабления национальной валюты.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

04f28543bb6bf88d