Пожарный маневр

Русскaя плaнeтa

Пoлтoрa дня   в Винницкoй oблaсти пoлыxaeт пoжaр нa 48-м aрсeнaлe, кoтoрый нaxoдится в гoрoдкe Кaлинoвкa в 30 килoмeтрax oт рeгиoнaльнoгo центра. Склад боеприпасов располагается на территории войсковой части 63142. Как сообщают украинские СМИ, в арсенале хранятся ракеты для реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Смерч», «Ураган» и «Град» и, возможно, для тактических комплексов «Точка-У». Общий тоннаж боеприпасов составлял 188 тысяч тонн.

Площадь арсенала составляет около 600 гектаров. Генштаб ВСУ уверяет, что пламя охватило только 10% площади склада, судьба 20% — неизвестна, а 70% — якобы уцелели. На многочисленных кадрах видно, что пожар очень сильный. Ненастное винницкое небо озаряют яркие вспышки, часть ракет попадала на расположенные поблизости населенные пункты.

Почти 30 тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома, при этом власти эвакуировали чуть более восьми тысяч человек. Взрывы слышны и в самой Виннице, мэром которой ранее был нынешний премьер-министр Украины Владимир Гройсман. Он прибыл в район место происшествия. «Все будет хорошо. Я просил бы не разгонять панику», — сказал глава украинского кабмина.

На Украине не первый раз горит склад с боеприпасами. В советские годы Украинская ССР была вторым эшелоном обороны (первым — страны Восточной Европы). С распадом государства Киеву досталось огромное количество оружия. Львиную часть военной техники и боеприпасов Украина распродала, тем не менее на складах по-прежнему осталось немыслимое количество   смертоносных припасов.

Каким образом ВСУ охраняли арсеналы, свидетельствуют бурные события первой половины 2014 года, когда ополченцы без боя и без оружия их захватывали. Разгильдяйство в армии независимой Украины является нормой и вряд ли ситуация изменилась сейчас. Поэтому пожар в 48-м арсенале мог возникнуть в первую очередь из-за нарушений элементарных правил техники безопасности.

Украинское руководство не исключает ни одну из версий, но склоняется к тому, что ЧП стало следствием диверсии. Гройсман рассказал журналистам о том, что возникновению пожара мог поспособствовать «внешний фактор». Генштаб ВСУ придерживается схожей точки зрения. Очевидно, что Киев новь намекает на «руку Москвы».

Аналогичным образом украинские власти повели себя ранее, выдвинув версию о диверсии на 65-м ракетно-артиллерийском арсенале, где 23 марта 2017 года произошел пожар. В тот день взрывались танковые и артиллерийские снаряды калибра 125 и 152 мм. Территория в радиусе 50 километров была объявлена чрезвычайной зоной.

Причиной возгорания была объявлена диверсия. Этой версии придерживались президент Петр Порошенко, министр обороны Степан Полторак, глава СБУ Василий Грицак, военный прокурор Анатолий Матиос. «Установлены свидетели, которые видели, как на склады 65-го арсенала с летального аппарата сбросили средства, которые позже инициировали взрывы и детонацию», — сообщил Грицак.

Полторак утверждал, что на склад проникла диверсионная группа: «Характеристика действий, которые произошли, указывают, что работала диверсионная группа: там не было короткого замыкания, там не было подпала травы. По словам тех людей, которые стояли на посту, там работала группа».

Прямые обвинения в адрес России украинские власти не высказывали, ограничившись всем понятными намеками на то, что Кремлю выгодна дестабилизации внутренней обстановки и подрыв обороноспособности страны. Официальное расследование также не назвало имен преступников и организаторов «диверсии».

Скорее всего, очередной пожар в арсенале ВСУ является следствием халатности. Так, украинский журналист Юрий Бутусов указывает на несоблюдение норм безопасности на складе вблизи Калиновки. По его словам, Минобороны Украины могло гораздо раньше вывезти из арсенала ракеты, «которые при взрыве дают разлет и детонацию на других площадках хранения».

«Боюсь, сейчас мы как обычно увидим в исполнении руководства вместо разбирательств по делу, вместо жестких кадровых решений, отставок и увольнений, обычный украинский политический «договорняк». Ведь лояльность у нас зачастую выше ответственности и профессионализма ценится», — полагает Бутусов.

Однако версию о диверсии тоже не стоит исключать. Только пожар могли организовать сами власти Украины, чтобы отвлечь внимание общества и зарубежных стран от очередного скандала. Примечательно, что за день до пожара Киев обвинили в незаконных поставках оружия боевикам.

Международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала доклад, где говорится о том, что государственная внешнеторговая фирма «Укринмаш» в 2014 году подписала контракт с ОАЭ на поставку автоматов, пулеметов, минометов, ручных противотанковых гранатометов и боеприпасов «министерству обороны Южного Судана». Сумма сделки составила 169 миллионов долларов.

Таким образом Украина нарушила резолюцию Совета Безопасности ООН, который ранее ввел полное и всеобъемлющее эмбарго на торговлю оружием с Южным Суданом из-за непрекращающихся в этом регионе этнических чисток. «Участие украинской государственной компании в поставках оружия в Южный Судан противоречит Договору о торговле оружием, подписантом которого является Украина», — уточняет в докладе Amnesty International.

В июле 2016 года в нелегальных поставках оружия на Ближний Восток Киев обвинило Reuters, опубликовавшее материал под заголовком «Украина после войны становится сокровищницей для черного рынка оружейной торговли». Со ссылкой на силовиков и ополченцев агентство рассказало о бесследном исчезновении больших партий оружия, которые переправляются в Ирак, Сирию и Ливию.

«Укринмаш», естественно, опроверг распространенную Amnesty International информацию. «Контракт был подписан и не выполнен, и не состоялся, и не состоится… договор был ничтожным и не состоялся. Не было получено экспортной лицензии», — заявил представитель компании «Украинской правде». Документы, которые опубликовали правозащитники, якобы свидетельствуют лишь о заключении неких предварительных соглашений.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

04f28543bb6bf88d