Королевский прием

Русскaя плaнeтa

Чтoбы пoдвeсти итoги визитa в Рoссию сaудoвскoгo мoнaрxa, стoит нeмнoгo рaсскaзaть o тoм, чтo прeдстaвляeт сoбoй это теократическое государство. Расположенное на Аравийском полуострове королевство отличается не только причудливым политическим устройством, но и крайне агрессивной внешней политикой, которая непосредственным образом затрагивает интересы РФ.  

В российском обществе к Саудовской Аравии сложилось достаточно негативное отношение. В 1990-е годы ваххабитское королевство поддерживало чеченский сепаратизм, в 2000-е годы — активно спонсировало террористические организации, а в 2011 году — организовало госперевороты на Ближнем Востоке, включая неудавшееся восстание против «сирийского диктатора» Башара Асада.

Некоторые востоковеды объясняют поведение Эр-Рияда на мировой арене следствием влияния США. Дескать, саудовцы — нормальные ребята, а виноват во всем Госдеп. К сожалению, в нашей стране находятся политологи, которые поддерживают эту нелепую мысль. Яркое доказательств обратного — теракт 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, который стал возможен благодаря откровенному спонсорству королевской семьи организаторов угона самолетов.

Саудовская Аравия — это чрезвычайно богатое государство, которое ежегодно вкладывает десятки миллиардов долларов в распространение суннизма, в том числе радикального толка. За практически всеми всемирно известными террористическими организациями, включая ДАИШ (ИГ — запрещена в РФ) и «Аль-Каида» (запрещена в РФ), тянется финансовый шлейф ваххабитского королевства.

Однако противодействовать этой «империи зла» не решаются даже США, чьи граждане гибнут от рук террористов. Подобная слабохарактерность является следствием колоссального влияния, которое саудовцы оказывают на мировой энергетический рынок. Неслучайно, американские президенты каждый год посещают Эр-Рияд, где вынуждены участвовать в нелепой   церемонии под названием танец с саблями.

С таким сложным, могущественным и агрессивным партнером приходится иметь дело и нашей стране. Без Саудовской Аравии не решается огромное количество волнующих Москву вопросов. Именно поэтому с Эр-Риядом необходимо установить партнёрские и невраждебные отношения. Визит короля Сальмана бен Абдель-Азиза Аль Сауда в Москву продемонстрировал, что Россия в целом справилась с этой задачей.

Оба государства наладили прагматичное сотрудничество, в котором учитываются интересы РФ. Символичен сам факт того, что престарелый саудовский монарх, который редко выбирается за границу, впервые в истории прибыл на нашу землю. Ожидается, что через некоторое время с ответным визитом в Эр-Рияд приедет президент РФ Владимир Путин.

«Только что мы провели переговоры в узком составе, очень подробные. Говорили о двусторонних отношениях, о ситуации в регионе. Это была очень содержательная беседа, очень предметная и доверительная», — заявил Путин по итогам беседы с саудовским королем.

Содержание переговоров не раскрывается, однако не   сложно догадаться, о чём на них шла речь. Президент РФ на правах хозяина задавал повестку дня, где затрагиваются интересы России, — нефтяной рынок, сирийский кризис, поддержка терроризма. В руках Сальмана находятся нити влияния на принципиальные для РФ проблемы.

В какой-то степени неожиданностью стало желание Саудовской Аравии приобрести зенитные ракетные комплексы С-400. Эта новость пришлась не по душе Вашингтону.

«Мы не раз подчеркивали важность сохранения оперативной совместимости с оружейными системами США и других стран в регионе при реализации программ крупных военных закупок. Эта совместимость необходима для отражения общих угроз», — сообщила представитель Пентагона подполковник Мишель Балданза.

С большой вероятностью визит саудовского короля, покупка ЗРК и другой российской военной техники готовились как минимум с 2014-2015 годов. В преддверии сирийской операции Москва интенсифицировала контакты с арабским миром и в первую очередь искала подходы к теократическому ваххабитскому режиму.

Путину было не впервой выполняться столь ювелирную работу. В начале своего правления он смог уговорить «саудовских партнеров» прекратить спонсирование чеченских радикалов. Российский лидер достиг успеха, подкрепив дипломатические усилия мерами военного характера.

Президент собрал в кулак наиболее боеспособные части российской армии, расколол сепаратистское движение в Чечне и начал планомерно уничтожать террористов, включая одиозных арабских наемников.

Вероятно, подобная спецоперация была проведена вновь. Только на этот раз полем   боя стала Сирия.

Российская армия поставила Эр-Рияд перед фактом сохранения у власти Башара Асада и бессрочного присутствия авиационной группировки РФ. За два года операции ДАИШ был нанесен сокрушительный урон. Террористический интернационал был отброшен к Ираку, а его военная структура в скором времени исчезнет.

Путин прекрасно понимает, что на Востоке гораздо больше, чем на Западе, уважают язык силы. При этом российский лидер был безупречно тактичен. Москва не пытается вмешиваться во внутренние дела ваххабитов, не влезает в йеменский кризис, который угрожает безопасности южных границ королевства, не педалирует отношения с Катаром, Ираном и Израилем, а также не препятствует финансированию исламского образования в России.

Кремль   сохраняет разумный политический баланс. На Ближнем Востоке у Москвы нет союзников, но и нет врагов, все стороны сирийского конфликта — равноценные партнеры, включая главного спонсора международного терроризма — Саудовскую Аравию. Подобный прагматизм, несомненно, предполагает определенные издержки.

Однако они компенсируются относительной стабильностью в отношениях со всеми игроками на ближневосточной арене.

Саудовская Аравия оказалась в положении, когда она вынуждена учитывать интересы России и умерить негодование по поводу неминуемого разгрома исламистских боевиков в регионе. Конечно, противоречия между двумя государствами останутся. Эр-Рияд будет поддерживать любые просуннитские силы в Сирии, что невыгодно Москве, но накал страстей будет явно ниже прежнего.  

Контракт по С-400 — это своеобразный акт примирения, призванный скрепить наметившийся прагматизм и взаимное уважение интересов.

Однако Эр-Рияд   вряд ли пойдет на уступки по нефтяному вопросу. На мировом рынке Россия и Саудовская Аравия — соперники, если не реальные, то гипотетические. Москве придется смириться с текущей политикой ОПЕК и невысокими ценами на сырье, при которых вольготно живется саудовской монархии.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

04f28543bb6bf88d