Эффект Amazon проникает в Россию, скрывая растущее потребление

(Bloomberg) — Рoссийскиe пoтрeбитeли — нeдoстaющий фрaгмeнт в мoзaикe вoсстaнoвлeния экoнoмики — вoзмoжнo, всe этo врeмя были впoлнe aктивны. В интернете.

Электронные торговые площадки, набирающие популярность среди россиян, все сильнее теснят традиционные магазины, что отчасти объясняет наблюдающееся на протяжении нескольких месяцев расхождение между растущими доходами населения и пробуксовывающей розничной торговлей. Это несоответствие, одна из главных экономических загадок в условиях восстановления валового внутреннего продукта РФ после самой продолжительной в этом столетии рецессии, может по крайней мере частично оказаться иллюзией: Росстат учитывает лишь небольшую часть интернет-транзакций при расчете показателей розничных продаж.

«Наметившиеся тенденции указывают на возможное возникновение новой покупательской модели в России, с более высокой долей онлайн-торговли, которая не учитывается в данных о розничных продажах, — говорится в обзоре экономистов Ренессанс Капитала Олега Кузьмина и Чарльза Робертсона. — Потребительский спрос в РФ может быть лучше, чем кажется, с учетом формирующейся модели».

Продолжая тренд, сформировавшийся еще в начале 2015 года, данные в среду могут показать, что   реальные зарплаты в РФ в сентябре выросли 14-й месяц подряд — на 3,7 процента год к году, вновь демонстрируя динамику лучше, чем у розничных продаж, свидетельствует медианный прогноз 14 экономистов, опрошенных агентством Блумберг. Оборот розничной торговли, согласно другому опросу, мог увеличиться на 2,1 процента в годовом выражении после роста всего лишь на 0,2 процента за первые восемь месяцев года.

Онлайн-ретейлеры, предлагающие товары по сверхнизким ценам, привлекают потребителей, напуганных худшим валютным кризисом в стране со времен суверенного дефолта в 1998 году.   Расцвет интернет-торговли и сайтов, позволяющих сравнивать цены на различных площадках, также может сдерживать инфляцию, которая уже опустилась до минимума в современной истории РФ.

Эффект Amazon

Глобально этот феномен получил название «эффект Amazon», хотя в России проводниками изменений стали, в частности, торговая платформа   AliExpress, принадлежащая   Alibaba   Group Holding Ltd., портал Avito, основным акционером которого является Naspers Ltd., и сервис Яндекс.Маркет от Yandex NV. Традиционные продавцы электроники теперь устанавливают столь низкие цены, что предлагают потребителям сравнить предложения в интернете прежде, чем приходить в магазин.

Хотя, согласно официальной статистике, розничные продажи падали на протяжении рекордных 27 месяцев подряд и возобновили рост только в апреле, онлайн-торговля выросла в 2016 году на 21 процент после увеличения почти на 7 процентов годом ранее, показывают данные Ассоциации компаний интернет-торговли. АКИТ прогнозирует рост онлайн-торговли на 25 процентов в этом году, в результате чего рынок составит 1,15 триллиона рублей ($20 миллиардов),   или около 7 процентов от всей розничной торговли без учета продовольственного сегмента.

М.Видео, крупнейший российский ретейлер электроники, в среду отчитался о росте интернет-продаж в 3 квартале на 55 процентов в годовом выражении по сравнению с общим ростом чистой выручки на 9,3 процента.

Для председателя ЦБР Эльвиры Набиуллиной новый феномен еще не набрал критическую массу, чтобы поменять «качественные оценки тенденций в экономике».

«Действительно, есть некоторое расхождение показателей роста розничной торговли, динамики доходов, динамики потребительской активности. Мы видим эти показатели, пытаемся посмотреть, чем вызвано такое расхождение, — говорила Набиуллина в сентябре. —   На наш взгляд, конечно, есть и влияние электронной торговли, которое растет, и ее доли, которая растет. Будем обсуждать, как мы будем дальше это учитывать».

Зарубежные интернет-покупки становятся важными для экономики, влияя на волатильность импорта, говорит экономист Sberbank CIB Антон Струченевский. Импорт становится более чувствительным, потому что потребители могут выбирать между покупками онлайн за рубежом и у российских продавцов, в зависимости от валютного курса.

«Розничные продажи больше не являются надежным индикатором потребления, — пишет Струченевский в обзоре, — Необходимы также другие индикаторы, которые отражают трансграничную онлайн-торговлю».

Сокращенный перевод статьи:
Amazon Effect Meets Russian Consumers Slogging Through Recover

(Добавлены данные М.Видео в 8 абзаце, комментарий Sberbank CIB в последних двух абзацах.)

—При участии: Зоя Шилова и Илья Хренников

: Полина Воробьева в Moscow pvorobieva1@bloomberg.net.

Контактные данные редакторов, ответственных за перевод: Анна Улаева aulaeva@bloomberg.net, Андрей Бирюков abiryukov5@bloomberg.net, Мария Колесникова mkolesnikova@bloomberg.net.

Контактные данные авторов статьи на английском языке: Андрей Бирюков в Москве abiryukov5@bloomberg.net, Анна Андрианова в Москве aandrianova@bloomberg.net.

Контактные данные редактора статьи на английском языке: Грегори Уайт gwhite64@bloomberg.net, Пол Абельски, Тони Халпин

©2017 Bloomberg L.P.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

04f28543bb6bf88d