Рoссийскиe финaнсoвыe влaсти прoрaбaтывaют мexaнизм, с пoмoщью кoтoрoгo сбeрeжeния нaсeлeния мoжнo будeт пустить нa прoeкты пo мoдeрнизaции изнoшeннoй инфрaструктуры стрaны.
Кaк сooбщaeт «Кoммeрсaнт», для этoгo Банк России предлагает начать выпуск концессионных облигаций для физлиц: покупая такие бумаги, можно будет вложиться в тот или иной инфраструктурный проект — например строительство моста или дороги, — а после его реализации получать долю от прибыли.
Пока программа выпуска инфраструктурных бондов для населения находится на начальной стадии разработки, сообщила директор департамента развития финансовых рынков ЦБ Елена Чайковская: прорабатывается юридическая сторона вопроса, которая бы гарантировала права инвесторов.
Она не уточнила, почему инфраструктурные облигации решено выпускать именно для населения, а также, кто будет получателем средств и, соответственно, подрядчиков в рамках проектов.
Доходность таких бумаг может быть существенно выше, чем у банковских вкладов, говорит руководитель управления сопровождения проектов ИК «Регион» Валерий Репков. Но и риски иного уровня: такие бонды будет сложно продать, к тому же есть угроза провала самого проекта.
В общей сложности, по данным ЦБ, у населения в банках — 24 трлн рублей. Эти деньги давно возбуждают аппетит чиновников различного уровня. «Больше 20 триллионов во вкладах! Надо искать иные способы вложений наших граждан!», — агитировал в сентябре 2015-го глава комитета Госдумы по экономполитике Анатолий Аксаков.
В апреле Минфин начал выпуск ОФЗ для населения, взяв взаймы у граждан 30 млрд рублей.
На инфраструктурные проекты нужно существенно больше — по оценке Счетной палаты, более 50% основных фондов российской экономики достигли критической стадии износа, а лишь поддержание их в нынешнем состоянии требует 4 трлн рублей в год.
Инфраструктурные облигации станут продолжением народных ОФЗ, но будет ли на них спрос — большой вопрос, говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. По его словам, продвижению любых инвестиционных продуктов мешает падение доходов населения. «Объем банковских депозитов не растет уже даже на уровне рефинансирования, средства с депозитов снимаются в счет текущих расходов», — говорит Порывай. Спросу на долгосрочные ценные бумаги не способствует очень короткий коридор инвестирования граждан, добавляет он.
Напомним, изначально для инфраструктурных инвестиций в РФ был создан Фонд национального благосостояния. Однако за 7 лет его существования лишь 12% фонда (506 млрд рублей из 4,2 трлн) было вложено в такие проекты.
Другим потенциальным спонсором должен был служить Внешэкономбанк — госкорпорация, получившая статус института развития. Однако миллиардные вложения в политические мегапроекты и олимпийские стройки сделали из ВЭБа «черную дыру» и превратили его в тяжелое бремя для бюджета.
На 2017-го, по данным «Ведомостей», портфель активов ВЭБа находился в проблемной зоне — каждый второй кредит либо уже дефолтный, либо с просрочкой. С 2016-го года ВЭБ ежегодно получает из федерального бюджета по 150 млрд рублей на погашение внешнего долга. По оценке Счетной палаты, за счет налогоплательщиков госкорпорация будет жить как минимум до 2019 года.