Россиянам предложат скинуться на модернизацию инфраструктуры

Рoссийскиe финaнсoвыe влaсти прoрaбaтывaют мexaнизм, с пoмoщью кoтoрoгo сбeрeжeния нaсeлeния мoжнo будeт пустить нa прoeкты пo мoдeрнизaции изнoшeннoй инфрaструктуры стрaны.

Кaк сooбщaeт «Кoммeрсaнт», для этoгo Банк России предлагает начать выпуск концессионных облигаций для физлиц: покупая такие бумаги, можно будет вложиться в тот или иной инфраструктурный проект — например строительство моста или дороги, — а после его реализации получать долю от прибыли.

Пока программа выпуска инфраструктурных бондов для населения находится на начальной стадии разработки, сообщила директор департамента развития финансовых рынков ЦБ Елена Чайковская: прорабатывается юридическая сторона вопроса, которая бы гарантировала права инвесторов.

Она не уточнила, почему инфраструктурные облигации решено выпускать именно для населения, а также, кто будет получателем средств и, соответственно, подрядчиков в рамках проектов.

Доходность таких бумаг может быть существенно выше, чем у банковских вкладов, говорит руководитель управления сопровождения проектов ИК «Регион» Валерий Репков. Но и риски иного уровня: такие бонды будет сложно продать, к тому же есть угроза провала самого проекта.

В общей сложности, по данным ЦБ, у населения в банках — 24 трлн рублей. Эти деньги давно возбуждают аппетит чиновников различного уровня. «Больше 20 триллионов во вкладах! Надо искать иные способы вложений наших граждан!», — агитировал в сентябре 2015-го глава комитета Госдумы по экономполитике Анатолий Аксаков.

В апреле Минфин начал выпуск ОФЗ для населения, взяв взаймы у граждан 30 млрд рублей.

На инфраструктурные проекты нужно существенно больше — по оценке Счетной палаты, более 50% основных фондов российской экономики достигли критической стадии износа, а лишь поддержание их в нынешнем состоянии требует 4 трлн рублей в год.

Инфраструктурные облигации станут продолжением народных ОФЗ, но будет ли на них спрос — большой вопрос, говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. По его словам, продвижению любых инвестиционных продуктов мешает падение доходов населения. «Объем банковских депозитов не растет уже даже на уровне рефинансирования, средства с депозитов снимаются в счет текущих расходов», — говорит Порывай. Спросу на долгосрочные ценные бумаги не способствует очень короткий коридор инвестирования граждан, добавляет он.

Напомним, изначально для инфраструктурных инвестиций в РФ был создан Фонд национального благосостояния. Однако за 7 лет его существования лишь 12% фонда (506 млрд рублей из 4,2 трлн) было вложено в такие проекты.

Другим потенциальным спонсором должен был служить Внешэкономбанк — госкорпорация, получившая статус института развития. Однако миллиардные вложения в политические мегапроекты и олимпийские стройки сделали из ВЭБа «черную дыру» и превратили его в тяжелое бремя для бюджета.

На 2017-го, по данным «Ведомостей», портфель активов ВЭБа находился в проблемной зоне — каждый второй кредит либо уже дефолтный, либо с просрочкой. С 2016-го года ВЭБ ежегодно получает из федерального бюджета по 150 млрд рублей на погашение внешнего долга. По оценке Счетной палаты, за счет налогоплательщиков госкорпорация будет жить как минимум до 2019 года.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

04f28543bb6bf88d