Месть за поток

Русскaя плaнeтa

РЖД oткaзaлaсь oт трaнспoртирoвки чaсти грузoв чeрeз пoрты Лaтвии. Кaк сooбщилo aгeнтствo Reuters, этo рeшeниe связaнo с мeстью Рoссии зa прeпятствиe лaтышeй в стрoитeльствe «Сeвeрнoгo пoтoкa» и может довольно серьёзно сказаться на экономике страны.

Сразу 9 источников Reuters подтвердили резкое сокращение грузоперевозок РЖД через Латвию. На руках у агентства – данные логистических предприятий, согласно которым железнодорожные перевозки нефти, металла и угля через Латвию сократились за последние полгода сразу на 90%. Причем еще в марте было перевезено около 1,2 миллионов тонн грузов, а за половину мая – уже всего лишь 45,7 тысяч.

В самой компании подобное целенаправленное сокращение перевозок отрицают. По словам представителей компании, сказанных агентству, распоряжений или запретов нет, каждый запрос на перевозку рассматривается отдельно. Премьер-министр Латвии Марис Кучинскис также заявил агентству Reuters, что ему неизвестно о том, чтобы Россия вводила какие-либо запреты на грузоперевозки. По его словам, это не более, чем спекуляция.

Спекуляции или нет – факт остается фактом: для прибалтийских государств именно транзит российских грузов был важным источником доходов в постсоветскую эпоху. Транзит приносит почти 10% ВВП в экономику Латвии. После распада Союза именно Прибалтике достались наиболее лакомые куски транспортной инфраструктуры – порты. Все бы ничего, если бы не тотальная русофобия в бывших союзных республиках. То счет за «оккупацию» предъявят, требуя заплатить за причиненный республике ущерб в виде портов, дорог, больниц и заводов, то в Европе кричат об угрозе с Востока да пытаются всем российским проектам палки в колеса вставить, как это случилось с «Северным потоком» — при том, что он по территории этих государств не шел и никоим образом к ним не относился.

Россия сперва отказалась от шпрот, благо, это было легко сделать. А вот транспортную инфраструктуру так быстро не создашь. С начала 2000-х годов, следуя государственным интересам, Россия прикладывала все усилия, чтобы быть более независимой в вопросах грузоперевозок и стремилась перенаправить их в обход злобных соседей. Либо через территорию Белоруссии, либо через свои собственные новые или модернизированные старые порты. А если учесть дрейф Лукашенко в сторону от России, то надежда у нее – только на собственные силы.

Порты на севере, через которые пущены российские грузоперевозки – Мурманск, Архангельск, а также ряд портов в Ленинградской области – в Высоцке, Выборге, Усть-Луге и других. Год от года объем перевозок угля, кокса, нефти, металла через эти порты растет, а через порты Прибалтики – снижается. Просто теперь эта тенденция стала общим правилом.

Выходит, что и «Северный поток-2», если вдруг прибалты передумают и решат выступить в его поддержку, не спасет экономику наших северных соседей от обвала. Влившись в дружный строй голосящих против России по поводу и без повода, прибалтийские республики сами своими собственными руками причиняют себе ущерб. Ведь «Северный поток» изначально не являлся конкурентом ни одному из транспортных и транзитных проектов, которые существовали в Прибалтике. Если беснование Украины по поводу строительства второй ветки потока понятно – лишившись транзита российского газа, может «встать» вся газораспределительная система страны – то возмущение прибалтов было продиктовано лишь желанием хоть как-нибудь нагадить России. Что ж, вот Россия и ответила.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.