ЦБ потребовал ограничить выезд банкиров за границу

Рoссийскaя бaнкoвскaя систeмa нaпoминaeт «пoтeмкинскую дeрeвню»: крeдитныe oргaнизaции зaмeшaны в нeлeгaльныe сxeмы, рaздувaющиe рaзмeр aктивoв, выдaчу зaймoв кoмпaниям-пустышкaм, oпeрaции пo вывoду дeнeг зa рубeж и воровство вкладов населения, сообщил в интервью Reuters зампред ЦБ РФ Василий Поздышев.

По его словам, банкиры создали целый «виртуальный мир», а кредитование компаний, не ведущих экономической деятельности, или выдача займов фиктивным физлицам превратились в отдельное быстро растущее направление банковского бизнеса.

«Создается большое количество юридических лиц, оформляются договоры между ними (купли-продажи, консалтинговых услуг, аренды), по всем этим юридическим лицам идут финансовые потоки», — сказал Поздышев, добавив, что специалистам ЦБ приходится «выезжать по адресу каждого заемщика», чтобы доказать что на самом деле реального бизнеса у компаний нет.

Отдельный вид мошенничества — манипуляции со вкладами, рассказал Поздышев: банк может без ведома вкладчиков снимать их средства и использовать в своих целях, выдавая клиентам фальшивые выписки со счетов благодаря специальной программе, которая «досчитывает» суммы, изъятые банком.

Второй тип мошенничества обратный: реальных вкладчиков нет, но есть записи и договоры о том, что деньги прошли через кассу и вышли сразу в виде кредитов.

При этом наказать банкиров за подобные операции не всегда возможно, поскольку очень часто им удается сбежать за границу, причем с деньгами.

Так, в направлении Лондона Россию покинули акционеры лопнувшего банка «Траст» Илья Юров, Николай Фетисов и Сергей Беляев. В апреле в Монако был задержан бывший совладелец Внешпромбанка Георгий Беджамов.

По некоторым данным, в Южную Африку уехал бывший владелец рухнувшего «Российского кредита» Анатолий Мотылев, в Сингапур — основатель группы «Лайф» Сергей Леонтьев.

Для борьбы с такой практикой необходимо изменение законодательства, которое бы ограничило выезд за рубеж недобросовестных владельцев банков, заявил Поздышев.

«У банков часто есть влиятельные покровители, и это все сильно осложняет», — признал он. Кроме того, зачастую криминальные» банки пытаются «защититься и прикрыться» от ЦБ обслуживанием счетов детских садов, домов престарелых, школ, муниципалитетов — таким образом, они пытаются создать защитный барьер с точки зрения социального эффекта.

Несмотря на все риски, работа по расчистке банковского сектора продолжится еще как минимум два года, сообщил зампред ЦБ: к 2019-му году число банков может упасть с нынешних 570 до 400.

За последние три года лицензии в РФ лишились 308 банков, а ЦБ пришлось заткнуть «дыры» в их балансах на 600 млрд рублей.

Ситуация, когда у банка отзывается лицензия, и при этом выясняется, что у него давно нет капитала, стала обыденным явлением, констатирует экс-зампред ЦБ РФ, старший научный сотрудник Института Брукингса Сергей Алексашенко.

«Истоки всего лежат в отвратительном качестве банковского надзора, который умудряется не видеть ничего даже тогда, когда весь рынок об этом говорит. Я хорошо понимаю, что банковский надзор нельзя выучить по учебнику — надзор это, в первую очередь, живые люди с их умениями, навыками, квалификацией. И выращивать таких людей есть задача Банка России. С которой он пока не справляется», — отмечает Алексашенко.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

04f28543bb6bf88d