Время ли перекраивать рынок пассажирских перевозок?

Истoчник: ФПК

В силу сaмoй мoнoпoльнoй спeцифики eдинoй сeти жeлeзныx дoрoг, кoнкурeнция в oтрaсли прoисxoдит нe стoлькo внутри жeлeзнoдoрoжнoгo xoзяйствa, скoлькo мeжду видaми трaнспoртa. Тaк, грузoвыe ж/д-пeрeвoзки кoнкурируют с автомобильным и отчасти с морским и трубопроводным транспортом. Если в сфере пассажирских перевозок реальную конкуренцию пригородным электричкам составляют автобусные маршруты, то поездам дальнего следования – маршруты авиакомпаний.

Лишь средние для нашей страны по протяженности расстояния от 600 до 1500 км остаются в почти безраздельном ведении пассажирских поездов, но и здесь с ними конкурируют междугородние автобусы.

Если сравнивать поезда с авиацией, то количество пассажиров, перевозимых по железной дороге, в десять раз превышает число людей, летающих самолетами, но это соотношение формируется в основном за счет пригородного пассажиропотока. Если же оценивать пассажирооборот, то именно благодаря дальности маршрутов гражданская авиация обгоняет железную дорогу уже начиная с 2010 г.

Источник: ЕМИСС

Пусть уж этот процесс идет своим ходом, зачем же самостоятельно отказываться от конкуренции в дальних перевозках. Тем более что, как показывает опыт кризисов 2008-09 и 2015-16 гг., в период снижения реальных доходов население сокращает дальние поездки, а в случае их необходимости жертвует временем в пользу экономии, предпочитая поезда. По итогам 2016 г., например, пассажирооборот гражданской авиации снизился на 4,96%, в то время как на железной дороге вырос на 5,2% по сравнению с 2015 г.

Источник: Росавиация

Приводимый в ЦМР довод, что замену поездам дальнего следования составят перевозчики-лоукостеры, сомнителен. Судя по стоимости билетов на внутренние авиаперевозки, все наши авиакомпании можно считать лоукостерами. Дальнейшее снижение цены за счет сокращения и без того не слишком богатого сервиса, не может быть значительным. Тема лоукостеров скорее модная, чем актуальная для страны.

Создание конкурентного рынка на среднемагистральных железнодорожных маршрутах по принципу, сходному с грузовыми ж/д-перевозками, напротив, не лишено смысла. Однако рынок грузоперевозок в стране – растущий, а рынок пассажирских перевозок сокращается.

В значительной степени на долгосрочную статистику влияет рост личного автомобильного транспорта. Но нельзя сбрасывать со счетов и в целом низкую мобильность населения, которая к тому же продолжает снижаться, что совсем не здорово для экономики.

К тому же и в конкурентных сегментах транспортной отрасли наблюдается процесс консолидации. Консолидируются грузовые перевозки на железнодорожном транспорте. Да и в сфере авиаперевозок на долю 5 крупнейших авиакомпаний приходится по итогам 2016 г. 67,6% пассажирооборота по сравнению с 53,6% годом ранее.

Как известно, лучшее – враг хорошего. Стоит ли ломать худо-бедно, но отлаженную систему ради сомнительных результатов? Конкуренция хороша на растущем рынке, а как мы видим, в последние годы рынок пассажирских перевозок, в том числе и перевозок поездами дальнего следования, сокращается естественным образом. Когда рынки сужаются, они, напротив, скорее склонны к консолидации. В этих условиях своевременность насаждения конкуренции в монополии, вполне заслуженно называемой естественной, представляется как минимум спорной.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.