Обзор по ФЗ о госзакупках

Сфeрa гoсзaкупoк – этo живoй oргaнизм, oднa из нaибoлee мeняющиxся в прaвoвoм мирe. Юристaм, имeющим дeлo с зaкупкaми, приxoдится «дeржaть руку нa пульсe», вeдь измeнeний в Фeдeрaльный зaкoн № 44-ФЗ внoсится дoстaтoчнo мнoгo. Oглянeмся нa прoшeдший 2016 гoд и рaссмoтрим пoпрaвки в зaкoн, принятыe зa этoт пeриoд, a тaкжe зaглянeм в 2017 гoд и узнaeм, кaкиe измeнeния вступили 1 янвaря 2017 гoдa, и кaкиe oжидaют нaс в ближaйшee врeмя.

Нoвoe в госзакупках за 2016 год

  • С 1 января 2016 года — новый порядок в процедурах закупок. Гос. заказчиков с этой даты обязали оформлять планы закупок (см. ст. 17 Федерального закона № 44-ФЗ). Причем, на законодательном уровне установлены требования, предъявляемые к этим планам – они должны в себе содержать цели закупок, а также следующую информацию: наименования предметов (объектов) закупки, сроки их осуществления, объемы финансового обеспечения и пр. Полный перечень того, что должно включаться в план, установлен в ст. 17. Более того, гос. заказчик обязан обосновывать необходимость конкретной закупки и доказывать соответствие целям Федерального закона № 44-ФЗ. Требования о составлении планов закупок применяются с 1 января 16-го года, поэтому изменения затронули в полной мере эту категорию заказчиков при формировании бюджетов на 2017 год. Такой подход подтверждается Письмом Минэкономразвития России от 16.11.2015 № Д28и-3327.
  • В 2016 году начали действовать требования к планам-графикам закупок и их составлению, размещению, утверждению и изменению. Планы-графики теперь формируются на основании планов, и все процедуры, с ними связанные, урегулированы ч. 1 — 10, 12 — 15 ст. 21, п. 2 ч. 4 ст. 38 Федерального Закона № 44-ФЗ.
  • В 2016 году на заказчиков возложили еще одну обязанность — указывать во всех документах по процедуре закупок идентификационный код. Скорее всего, указанное требование заработает тоже применительно к документам только 2017 года, т.к. согласно п. 5 Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422, в идентификационный номер должен входить номер закупки по плану, а также плану-графику. Но не все гос. заказчики составляли планы закупок на 16-й год.
  • Расширился состав той информации, которую следует включать в единую информационную систему (ЕИС). Теперь он должен содержать информацию о цене товаров (работ, услуг), формирующейся на рынках, и запросах цен, размещаемых заказчиками при определении начальной цены контракта (пункт 16 ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 44-ФЗ действует как раз с 1 января 2016 года).
  • С 2016 года в ФЗ № 44-ФЗ включена ст. 19 – нормирование в сфере закупок. Дано и понятие — это установление требований к товарам для закупки (работам или услугам), а также нормативными затратами для обеспечения функций гос. органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения. Эти требования касаются потребительских свойств, характеристик предмета (объекта) закупок, количества, цены и др. Делается это для минимизации возможности закупок за бюджетные деньги товаров, обладающих избыточными потребительскими свойствами, и предметов роскоши. Во исполнение данной нормы приняты и подзаконные акты, например, Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)».
  • С 1 января 2016 года действует часть 5 ст. 26 — о централизованных закупках. Так, органы местного самоуправления и органы исполнительной власти обязаны принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении этими органами функций учредителя учреждений). Способы, какими принимаются решения, описаны в ст. 26 закона. Если решение о закупке принято с привлечением таких органов и учреждений, то им могут передаваться ограниченные функции (определять поставщиков), либо полностью планировать и проводить процедуры закупки.
  • Новое в госзакупках в 2017году

    Ряд изменений в закон № 44-ФЗ вступил в силу уже 1-го января 2017 года:

  • Запрещается осуществление закупок, не предусмотренных в планах-графиках. 
  • Расширяется функционал единой информационной системы – теперь ЕИС будет не только аккумулировать информацию, обеспечивать ход закупок, как было ранее, но и контролировать. (предметы контроля — в п.п. 2 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 44-ФЗ).
  • Вступает в силу статья 20 закона — об обязательном общественном обсуждении закупок. Нормы статьи отсылочные – случаи для обязательного обсуждения и его порядок установлены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он начал действовать вместе со ст. 20 ФЗ № 44-ФЗ.
  • Начал применяться п. 5 части 3 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ: извещение о проведении закупки, реестр контрактов и реестр недобросовестных поставщиков должны содержать идентификационный код.
  • Заработала часть 4 ст. 23 ФЗ № 44-ФЗ – заказчик обязан указывать наименование предмета (объекта) закупки в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для гос. и муниципальных нужд при планировании и осуществлении закупки.
  • Установлены полномочия федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований и органов управления государственными внебюджетными фондами. Соответствующая правовая норма (часть 5 статьи 99) также начала свое действие 1 января 2017 года. Полномочия расписаны намного конкретнее.
  • Поправки 2017 года дают определение и мониторинга закупок (ч. 1 ст. 97 ФЗ № 44-ФЗ). Это система наблюдения на постоянной основе через сбор, обобщение, систематизацию и оценку информации о закупках, в том числе и о реализации планов закупок, планов-графиков. По вопросу порядка такого мониторинга – норма отсылочная. Но подзаконный акт также готов и вступил в силу 1 января 17-го года – речь идет о Постановлении Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вместе с Правилами осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «Требованиями к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, формируемого по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
  • Мы рассмотрели лишь основные изменения за 2016-2017 годы в Федеральный закон № 44-ФЗ. За 2016 год было обновлено восемь его редакций, включая действующую. Но не стоит забывать, что правоотношения по закупкам регулируются и множеством подзаконных актов, которые также изменяются. Например, 1 января 2017 года вступили в силу некоторые положения постановления Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок», которыми утверждены Правила функционирования единой информационной системы закупок. Об этих правилах мы обязательно расскажем в наших следующих материалах. 

    Both comments and pings are currently closed.

    Comments are closed.