Свет и тени ФСБ

Русская планета

Директор ФСБ России Александр Бортников на совместном заседании НАК и Федерального оперативного штаба отчитался о деятельности контрразведывательного ведомства. По его словам, в 2016 году на стадии подготовки было предотвращено 42 террористических преступления в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде и других городах РФ. Потенциальными террористами были выходцы из ближнего зарубежья (видимо, имеются в виду уроженцы Центральной Азии).

Бортников констатировал, что напряженная ситуация остается на Северном Кавказе, несмотря на ликвидацию «руководящего звена» в Кабардино-Балкарии. В текущем году силовики уничтожили 129 боевиков, в том числе 22 полевых командира, задержали 898 экстремистов. «Ликвидированы 48 мастерских и лабораторий по изготовлению, ремонту и переделке стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств, что в полтора раза больше, чем в прошлом году», — доложил Бортников.

В последние годы вербовщики и эмиссары бандформирований «переключились» на мигрантов-мусульман с целью создания «спящих ячеек», отметил глава ФСБ. Из предыдущих сообщений спецслужбы известно, что в 2015-2016 годах были задержаны несколько сотен приезжих из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Часть мигрантов присягнула на верность запрещенным в РФ ДАИШ и Партии исламского возрождения («Хизб ут-Тахрир»). О последнем крупном задержании радикалов ФСБ сообщила 7 декабря.

Бортников обратил внимание масштабную пропаганду, которую развернули в Интернете экстремисты. В 2016 году было выявлено в два раза больше веб-ресурсов, чем в прошлом году — 26 тысяч. Пропагандисты занимаются сбором средств для финансирования террористического интернационала и призывают отправляться воевать под черными знаменами ДАИШ. В связи с этим силовики задержали 34 вербовщика, заблокировали счета более двух тысяч человек и не пустили за рубеж 86 экстремистов.

Еще одним важным пунктом доклада Бортникова стала ситуация в Крыму. «К активным действиям по подготовке и организации террористических замыслов в Крыму перешли украинские государственные органы и радикальные организации», — сказал директор ФСБ, напомнив об августовской диверсии и нескольких задержаниях агентов украинской разведки на полуострове.

7 декабря президент РФ Владимир Путин оценил на «отлично» деятельность Федеральной службы безопасности. «За десять месяцев 2016 года благодаря ФСБ предотвращены более 30 преступлений террористической направленности, в том числе десять террористических актов», — заявил глава государства на встрече с высшими офицерами и прокурорами по случаю их назначения на вышестоящие должности.

Миллионы рыхлых умов

Имидж ФСБ, как и любой другой спецслужбы, состоит из двух субстанций: брутально-патриотической и репрессивно-демонической, и порой совершенно непонятно, какая и где проявляется. Уничтожение террористов и задержание потенциально опасных элементов — первостепенная обязанность контрразведчиков. В 2016 году в России, воюющей с ДАИШ, не прогремело ни одного взрыва, за исключением регулярных диверсий на Северном Кавказе, к которым, стоит признать, уже все привыкли.

За спокойную жизнь в крупных городах офицерам ФСБ можно и нужно сказать «спасибо». Однако отчет Бортникова приоткрыл не самую приятную картину. Сколько появилось в России таких «спящих ячеек», состоящих из уроженцев Центральной Азии? Ведь общее число легальных и нелегальных мигрантов в РФ составляет более 10 миллионов человек?

Конечно, безрассудно с подозрением смотреть на каждого московского дворника или грузчика, но не будем лицемерить: мигранты, как правило, безграмотны и живут в ужасных бытовых условиях, получая мизерную зарплату. Большую часть полученных тяжелым трудом денег они вынуждены переводить на родину. Бортников справедливо заметил, что для распространения экстремистских идей это очень питательная социальная среда. И совершенно очевидно, что уследить за миллионами рыхлых умов, абсолютно невозможно.

Также из отчета главы ФСБ следует, что взрывоопасная ситуация сохраняется на Северном Кавказе, где по-прежнему господствует безработица и жуткое материальное расслоение общества на нищих и сверхбогатых. Именно в этом «горячем» регионе проявляется темная сторона силовых органов, включая ФСБ. Стражи правопорядка играют роль высшей касты в северокавказских республиках и иногда безнаказанно переходят черту закона. О случаях произвола постоянно пишут местные оппозиционные СМИ и правозащитник Максим Шевченко.

Превыше закона

«С одной стороны, спецслужбы демонстрируют высокую эффективность в работе на территориях, для которых угроза терроризма не является одной из наиболее актуальных. С другой стороны, когда речь заходит о районах, где террористическое подполье наиболее активно и многочисленно, то успехи правоохранителей становятся не столь очевидны», — сказал в беседе с РП Олег Сухов, адвокат, председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области.

«Работу ФСБ можно оценить как удовлетворительную. В одном лишь Дагестане за текущий год 28 раз вводился режим контртеррористической операции, в марте он затронул всю территорию Ботлихского и Хунзахского районов и вылился в подомовые проверки, прекращение работы школ и прочих госучреждений. Последнее показывает, что многолетние попытки уничтожить террористическое движение не приносят желаемых результатов», — пояснил Сухов.

Случаи превышения полномочий, нестабильная социально-экономическая ситуация, воинственный менталитет рождают протестные настроения, которые в сочетании с невысоким уровнем образования и правового сознания, выливаются в вооруженный мятеж. Хуже всего, если за человека, погибшего по вине силовика, решает отомстить его родственники, например младшие братья. На место одного убитого боевика приходят сразу несколько «новобранцев».

Если у российского руководства есть искреннее желание победить терроризм как явление, а не сыпать отчетами о задержаниях и уничтожениях исламистов, то имеет смысл более активно подключать к взаимодействию с силовиками гражданское общество и жестко пресекать инциденты с превышением должностных полномочий, где бы они ни происходили.

«В частности, граждане могут сообщать в прокуратуру и территориальные подразделения МВД об интернет-ресурсах, владельцы которых занимаются пропагандой терроризма, проявлять бдительность при обнаружении подозрительных предметов в общественных местах, проводить разъяснительные мероприятия в школах и вузах», — уточнил Сухов.

Также тень на ФСБ бросает ситуация с допинг-скандалом. 9 декабря глава независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA) Ричард Макларен назвал подчиненных Бортникова «волшебниками». По его мнению, каждый месяц сотрудники ФСБ «могли быть привлечены в лабораторию для снятия крышек проб «Б», которые нужно было заменить».

Кроме того, как писала «Русская планета», крайне странным выглядит участие ФСБ в слежке и задержании экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева, особенно в свете того, что до августа 2016 года глава службы безопасности «Роснефти» Олег Феоктистов работал замначальника Управления собственной безопасности ФСБ.

По понятным причинам ФСБ крайне закрытая структура и судить о результатах и эффективности ее деятельности можно только по поверхностным признакам. Для обывателя, конечно, важно, чтобы террористы не пускали под откос поезда, не захватывали заложников и не взрывали дома. С этой целью в 2016 году спецслужба действительно справилась на «отлично», но это лишь одна из множества мер, необходимых для избавления нашей страны от террористической заразы.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

04f28543bb6bf88d